Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Иванова Олега Николаевича (далее - Участник, ИП Иванов О.Н.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2358-ЭП/23 от 30.01.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке здания и территории по адресу Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в первом квартале 2023 году (извещение N 0372200257822000034),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке здания и территории по адресу Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в первом квартале 2023 году (извещение N 0372200257822000034) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 979 033,57 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Иванов О.Н.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Ивановым О.Н. заключен государственный контракт N 0372200257822000034 от 04.01.2023 на сумму 2 040 638,42 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае нарушения Участником условий Контракта, в том числе:
7.5.1. В случае нарушения Участником сроков оказания услуг более чем на 3 календарных дня;
7.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Участником обязательств по контракту;
7.5.3. Если отступления в оказанных услугах от условий контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Участником, либо являются неустранимыми.
7.5.4. В случае привлечения Участником иностранных работников с нарушением миграционного законодательства РФ.
7.5.5. В случае неоказания Участником услуг в течение 3 календарных дней;
7.5.6. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Ивановым О.Н.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался оказать услуги по комплексной уборке здания и территории по адресу Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в период с 09.01.2023 по 08.04.2023 (3 мес.) (п. 2.1 Контракта).
На основании п. 32 Приложения N 2 к Контракту "Требования к качеству услуг, к их техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам, к значениям количества (объёма) услуг и срокам их оказания" (далее - Приложение N 2) утренняя уборка прилегающей территории осуществляется до 08-00 часов.
По состоянию на 16.01.2023 Участник не приступил к оказанию Услуг в соответствии с условиями Контракта.
В нарушение п. 10 Приложения N 2 Участник не предоставил сотрудников для своевременного и качественного оказания всего объема оказываемых Услуг, но не менее 12-ти человек.
Участник не согласовал с Заказчиком график оказания Услуг в соответствии с расписанием работы учреждения Заказчика, нарушив п. 2 Приложения N 2.
По состоянию на 16.01.2023 17:00 мск Участник в нарушение п. 4, п. 15 Приложения N 2 не предоставил:
- списки сотрудников, допущенных к оказанию Услуг на территории Заказчика, с указанием Ф.И.О. и контактных телефонов;
- приказ о назначении сотрудников на работу на территорию Заказчика;
- справки об отсутствии судимости;
- копии медицинских книжек сотрудников осуществляющих оказание услуг.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик на основании п.п. 7.5.1, 7.5.2, 9.3 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения ИП Ивановым О.Н. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.01.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
Согласно п. 4.3.2 Контракта, Участник обязан своевременно и качественно оказать услуги, предусмотренные настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 4.3.5 Контракта Участник обязан предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств. Данная информация предоставляется Участником в течение 3 дней с момента получения запроса Заказчика. О сложностях, возникающих при исполнении Контракта, Участник обязан незамедлительно уведомить Заказчика.
На определенном этапе исполнения Контракта у Участника возникли сложности при исполнении Контракта в связи с отсутствием содействия со стороны Заказчика.
Контракт заключен 04.01.2023 в период выходных (праздничных) дней, Участник был обязан приступить к выполнению своих обязательств 09.01.2023, в первый рабочий день 2023 года.
В своих претензиях от 08.01.2023 и 09.01.2023 Заказчик указывает на отсутствие документов персонала ИП Иванова О.Н. (а именно медицинских книжек и сведений об отсутствии судимости).
Однако ИП Ивановым О.Н. была предоставлена Заказчику информация о запросе сведений о судимости по всем сотрудникам (срок предоставления 30 дней по административному регламенту МВД) и последующем предоставлении их Заказчику, а также информация о наличии у каждого сотрудника при себе оригинала медкнижки, копии которых ИП Иванов О.Н. не может предоставить в связи с отсутствием оргтехники (и наличием договоренности об их копировании на объекте Заказчика в первый рабочий день).
При этом 16.01.2023 Заказчик принял решение об отказе от исполнения Контракта в одностороннем порядке, хотя со стороны Заказчика неоднократно допускались процессуальные нарушения Контракта, а также была проигнорирована информация, представленная Участником в соответствии с положениями Контракта.
Однако, в соответствии с п. 4 Приложения N 2 Участник обязан предоставить списки сотрудников, допущенных к оказанию услуг на территории Заказчика, с указанием Ф.И.О. и контактных телефонов. Приказ о назначении сотрудников на работу на территорию Заказчика. Для сотрудников ИП Иванова О.Н. иностранных граждан обязательно предоставление заверенной копии патента на работу. Справка об отсутствии судимости.
То есть срок предоставления указанных документов ничем не регламентирован и требования по их предоставлению до начала оказания Услуг незаконны.
При выполнении Услуг по Контракту со стороны Заказчика в нарушение положений Контракта и ст. 718 ГК РФ, стало оказываться противодействие ИП Иванову О.Н. в выполнении своих обязательств, что выражалось в отказе в допуске на территорию объекта Заказчика, отсутствием надлежащего взаимодействия, а также предъявления Заказчиком требований, не указанных в Техническом задании и не урегулированных дополнительными соглашениями.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Иванова О.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, включение ИП Иванова О.Н. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Иванова Олега Николаевича (ИНН: 471605109219), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N РНП-78-212/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023