Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ООО ТК "Меридиан" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
ГБОУ начальная школа - детский сад N 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя вх. N 2374-ЭП/23 от 30.01.2023) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблока (извещение N 0372200217822000020) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 16.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200217822000020.
Начальная (максимальная) цена контракта - 951 302, 93 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 NИЭА2 размещен в единой информационной системе и содержит информацию о признании всех заявок участников соответствующими извещению и Закону о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает, что, по его мнению, комиссия по осуществлению закупок не имела оснований для признания соответствующими всех заявок участников, указанных в жалобе.
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика не имела достаточных оснований для признания, конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что единая комиссия по осуществлению закупок Заказчика не имела достаточных оснований для признания всех заявок участников соответствующими извещению, следовательно, в ее действиях находятся признаки нарушения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки комиссия УФАС установила следующее:
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.doc" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ; товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком.
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Так, согласно вышеуказанному документу Заказчиком в отношении товарной позиции N 2 "Тестомесильная машина" установлены, в том числе, следующие требования: "Обьем дежи не должен быть менее 60 л".
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен, в том числе следующий порядок предоставления сведений в отношении значений показателей:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и(или) минимальные значения.
1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слов / словосочетаний / знаков "более", "не " означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя.
1.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слов / словосочетаний / знаков "не менее", "не <" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя.
1.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака ">" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя.
1.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слов / словосочетаний / знаков "менее", "не " означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значение показателя.
1.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слов / словосочетаний / знаков "не более", "не >" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, равное или меньше установленного Заказчиком максимального значение показателя.
1.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "<" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком минимальное значение показателя.
1.7 Словосочетание "минимально от" использованы Заказчиком при установлении требований к минимальным значениям показателя, в данном случае участник закупки должен представить превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, без использования предлога "от".
1.8 Словосочетание "максимально до" использованы Заказчиком при установлении требований к максимальным значениям показателя, в данном случае участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя, без использования предлога "до".
1.9. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.3, п.1.5 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных союзом "и", участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.10. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.1 - п.1.2, п.1.4 - п.1.5 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "_" или знаком ",", участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.11. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.2, п.1.4, п.1.6 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных союзом "и", участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.12. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.3, п.1.4 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных союзом "и", участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.13. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.2 - п.1.3, п.1.4, п.1.6 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "_" или знаком ",", участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.14 При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.3, п.1.5 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "," или знаком "_" участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.15. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.1, п.1.6 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком ",", участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.16. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.1 - п.1.2, п.1.5 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "_" или союзом "и", участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.17. При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.1, п.1.4 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "," или союзом "и", участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.18 При указании Заказчиком требования к значению показателя в виде двух числовых значений, в сочетании слов / словосочетаний / знаков п.1.1, п.1.6 настоящей инструкции по заполнению заявки, разделенных знаком "_" и союзом "и" участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта
1.19 Требования минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя установлены Заказчиком с использованием формата "N1 х N2", "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения).
1.20 Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя с использованием формата "N1 х N2", "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6, настоящей инструкции для каждого числового значения, означает, что участнику необходимо указать каждое конкретное значение с учетом требований пунктов инструкции 1.1 - 1.6 в установленном формате.
1.21 Когда требование к значениям показателя установлено с использованием формата "N1 х N2" (где N1, N2 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции, и символы пунктов 1.1 - 1.6 инструкции стоят только вначале, в случаях "> N1 х N2", "не менее N1 х N2", "не > N1 х N2", "не N1 х N2", то знаки и символы из пунктов 1.1 - 1.6 инструкции относятся только ко второму значению, в данном случае "N2", а значение "N1" должно быть не изменяемым.
1.22 Когда требование к значениям показателя установлено с использованием формата "N1 х N2" (где N1, N2 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6, настоящей инструкции, и символы пунктов 1.1 - 1.6 инструкции стоят только вначале, в случаях не предусмотренных п.1.21, то необходимо указать каждое значение с учетом требований данных пунктов инструкции через знак "х".
1.23 Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя с использованием формата "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции и символы пунктов 1.1 - 1.6 инструкции стоят только вначале, в случаях "не более N1 х N2 х N3", "> N1 х N2 х N3", "N1 х N2 х N3" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя только в отношении второго (N2) и третьего значения (N3), с учетом требований пунктов инструкции 1.1 - 1.6, значение "N1" должно быть не изменяемым.
1.24 Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя с использованием формата "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции и символы пунктов 1.1 - 1.6 инструкции стоят только вначале, в случаях "не менее N1 х N2 х N3", "более N1 х N2 х N3", "не N1 х N2 х N3" означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя только в отношении первого (N1) и третьего значения (N3), с учетом требований пунктов инструкции 1.1 - 1.6, значение "N2" должно быть не изменяемым.
1.25 Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению габаритных размеров показателя с использованием формата "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - требуемые значения), с применением слов и знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции и символы пунктов 1.1 - 1.6 инструкции стоят только вначале, в случаях не предусмотренных пп.1.23 - 1.24 означает, что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя в установленном формате, при этом значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя в отношении первого (N1), второго (N2) и третьего значения (N3), с учетом требований пунктов инструкции 1.1 - 1.6.
1.26 При установлении требований из пунктов 1.1 - 1.6 к значению показателя степени защиты, участнику следует руководствоваться положениями настоящей инструкции к минимальному значению показателя по каждому из измеряемых значений в соответствии с ГОСТ 14254-96. В случае если значение показателя установлено с использованием знака двоеточия, то требований из пунктов 1.1 - 1.6 относятся только ко второму цифровому значению.
1.27 При указании значений конкретных показателей, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, не допускается использование слов / словосочетаний / знаков: "не менее", "более", знак "", "не <", "от", знак ">", "не
", "не более", "менее", "ниже", "не выше", знак "
", "
", "не >", знак "<", "не
", "до", "и" в том числе совместно со словами и словосочетаниями: "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется", "необходим (-ма, -мо, -мы)", необходимое (-мая, -мые, -мый).
2. Показатели, для которых указаны варианты значений.
2.1 В случае, когда Заказчиком перечислены значения показателей с применением союзов "и", "или" и знака "," без слов, словосочетаний и знаков из пунктов 1.1 - 1.6 инструкции означает, что участнику закупки необходимо указать все перечисленные значения показателей.
2.2 В случае, когда Заказчиком перечислены значения показателей с применением союза "либо", знака ";" или знака "_" без слов, словосочетаний и знаков из пунктов 1.1 - 1.6 означает, что заказчиком установлены требования к вариантам значений показателей, при этом участник представляет сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно конкретное значение.
2.3 При указании конкретных показателей, для которых установлены варианты значений, не допускается использование слов / словосочетаний / знаков: "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), ";", "либо", "_", "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется", "необходим (-ма, -мо, -мы)", необходимое (-мая, -мые, -мый).
3. Показатели, значения которых не могут изменяться.
3.1 При указании значений показателей, значения которых не могут изменяться, в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, не допускается использование слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется", "необходим (-ма, -мо, -мы)", "допускается", "допускаются", необходимое (-мая, -мые, -мый), "обязательно". Данные слова или их сочетания должны быть конкретизированы, т.е. представлены сведения о наличии или отсутствии значения либо иное, исключающее двоякое толкование показателя товара. Допускается, при необходимости использование слов: "да", "есть", "в наличии", "нет", "отсутствует", "не нормируется".
4. Показатели, которые определяются диапазоном значений. Участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
4.1 В случае если в соответствии с нормативной / технической документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде максимальных и минимальных значений, написанных через сочетание "от N1" "до N2" (где N1 значение нижней границы диапазона, а N2 - значение верхней границы диапазона) участнику необходимо выбрать любое значение, выраженное диапазоном уже границ указанных показателей (исключая крайние значения N1 и N2 установленные Заказчиком). В заявке данный диапазон указывается через знак тире.
4.2 В случае если в соответствии с нормативной документацией Заказчиком установлены требования к значению нижней границы диапазона и верхней границы диапазона в виде максимальных и минимальных значений, написанных через дефис, без применения слов, и знаков из пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции, в формате N1 - N2, участнику необходимо выбрать любое значение выраженное диапазоном шире границ указанных показателей (исключая крайние значения N1 и N2 установленные Заказчиком, где N1 значение нижней границы диапазона, а N2 - значение верхней границы диапазона). В случае если при установлении требования к данному типу показателя использован знак двоеточия, перед указанием значений верхней и нижней границы диапазона, то значение нижней границы N1 должно быть больше указанного, а значение верхней границы N2, должно оставаться неизменным.
4.3 В случае если в соответствии с нормативной / технической документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде сочетания "от N1" - "N2" (где N1 значение нижней границы диапазона, а N2 - значение верхней границы диапазона), то есть предлог "от" использован совместно со значением N1, а значение N2 указано без слов / словосочетаний / знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции, то участнику необходимо указать диапазон, где N2 должно превышать установленное значение, а N1 должно оставаться неизменным. В заявке данный диапазон указывается через " - ".
4.4 В случае если в соответствии с нормативной / технической документацией Заказчиком установлены требования к значению показателя в виде сочетания "N1 до N2" (где N1 значение нижней границы диапазона, а N2 - значение верхней границы диапазона), то есть предлог "до" использован совместно со значением N2, а значение N1 указано без слов / словосочетаний / знаков пунктов 1.1 - 1.6 настоящей инструкции, то участнику необходимо указать диапазон, где N1 должно быть меньше установленного значения, а N2 должно оставаться неизменным. В заявке данный диапазон указывается через " - ".
4.5 При указании показателей, значения которых определяются диапазоном значений, в первой части заявки на участие в конкурсе, не допускается использование слов "должен (-на), (-но), (-ны)", "не должен (-на), (-но), (-ны)", "должен (-на), (-но), (-ны)" быть, "не должен (-на), (-но), (-ны) быть", "допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "допустим (-ма), (-мо), (-мы), "не допустимый (-мое), (-мая), (-мые)", "не допустим (-ма), (-мо), (-мы), "от", "до", "допускается", "допускаются", "требуется", "требуются", "не требуются", "не требуется", "необходим (-ма, -мо, -мы)", необходимое (-мая, -мые, -мый). Данные слова или их сочетания должны быть конкретизированы, т.е. представлены сведения о наличии или отсутствии значения либо иное, исключающее двоякое толкование показателя товара.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком представлены письменные возражения, из которых можно сделать вывод о необоснованном увеличении и усложнении инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки, поскольку вышеописанные положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение.
Комиссия УФАС констатирует, что, с учетом инструкции, комиссия по осуществлению закупок имела возможность субъективного восприятия положений извещения о проведении закупки, что в свою очередь подразумевает нарушение Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТК "Меридиан" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, признать в действиях Заказчика п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ начальная школа - детский сад N 36
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Канареечная ул., 11/литер А,
Санкт-Петербург, 199106
тел.: 7-812-3220382
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
ООО ТК "Меридиан"
Пятницкое ш., д. 54, корп. 1, оф. 204/3,
Москва, 125310
тел.: +7 (965) 131-35-22
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-354/23
03.02.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-354/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ начальная школа - детский сад N 36, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200217822000020;
- внести изменения в извещение об аукционе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200217822000020 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200217822000020 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.03.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N 44-354/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023