Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБНОУ "Академия талантов" Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
в отсутствие ИП Сюткина Виталия Сергеевича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2224-ЭП/23 от 27.01.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку футболок с нанесением изображения индивидуального дизайна для нужд структурного подразделения "Центр олимпиад Санкт-Петербурга" ГБНОУ "Академия талантов" в 2023 году (извещение N 0372200289123000003), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 25.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200289123000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 866 670, 00 рублей.
В жалобе ИП Сюткин В.С. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара установлены в Таблице N1 "Требования к значениям показателей функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, позволяющие определить соответствие предлагаемого к поставке товара установленным заказчиком требованиям"
Описания объекта закупки (Приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, имя файла: Приложение_N1_к_Извещению_Футболки_с_нанесением_ЦО_2023_Описание_ОЗ.docx) .
В отношении всех товаров, являющихся объектом закупки, Заказчиком в числе прочих установлены следующие требования:
- "Размер и расположение наносимого изображения спереди снизу: изображение имеющее форму равнобедренного прямоугольного треугольника с длиной катета равной 1/2 (одной второй) ширины изделия в соответствии с его размером (масштабирование Макета в соответствии с размерным составом поставляемых изделий обеспечивается Поставщиком с учетом недопустимости потери каких-либо графических элементов Макета), угловое расположение без отступов от нижнего края и бокового шва (бокового сгиба /при отсутствии боковых швов/);";
- "Размер и расположение наносимого изображения сзади снизу: изображение имеющее форму равнобедренного прямоугольного треугольника с длиной катета равной 1/2 (одной второй) ширины изделия в соответствии с его размером (масштабирование Макета в соответствии с размерным составом поставляемых изделий обеспечивается Поставщиком с учетом недопустимости потери каких-либо графических элементов Макета), угловое расположение без отступов от нижнего края и бокового шва (бокового сгиба /при отсутствии боковых швов/);";
- "Способ нанесения: Шелкография;";
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Заявитель в своей жалобе утверждает, что "при шелкографическом нанесении область не запечатки минимум 4 см от края, что противоречит условиям ТЗ (угловое расположение без отступов от нижнего края и бокового шва (бокового сгиба /при отсутствии боковых швов)". Данное утверждение не соответствует действительности, так как помимо возможности нанесения изображения шелкографическим (шелкотрафаретным) способом на готовые текстильные изделия, которую, по всей вероятности, имеет ввиду Заявитель, существует и наиболее широко используется производителями возможность шелкографического нанесения на крой швейного изделия (крой швейного изделия, - детали и их части, полученные в результате раскроя /ГОСТ Р 55306-2012 Технология швейного производства. Термины и определения /), далее - "нанесение на крой", при котором обеспечивается отсутствие упоминаемой Заявителем "области не запечатки". В Приложении N1 к настоящим Возражениям представлена справочная информация о шелкотрафаретной печати с сайта одного из производителей, товары которого, соответствующие объекту закупки, включены в Реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Особо отмечаем, что необходимость применения для выполнения вышеуказанных Требований заказчика технологии "нанесение на крой" ни в коей мере не ограничивает числа участников Закупки, так как любой участник закупки, при наличии заинтересованности, имеет возможность осуществить поставку товара, который отвечает всем условиям Закупки, в том числе условиям запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, что подтверждается следующими фактами:
- при осуществлении Заказчиком, в соответствии с положениями стать 22 Закона N44-ФЗ, определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров получена по запросу Заказчика как от производителей товаров, так и от поставщиков не являющихся производителями товаров (ответы на запрос Заказчика представлены в Приложении N2 к настоящим Возражениям);
- на сайтах в сети Интернет имеются предложения производителей о поставке товаров, соответствующих объекту закупки, что подтверждается информаций представленной в Приложении N3 к настоящим Возражениям;
- по окончании срока подачи заявок на участие в Закупке, оператором электронной площадки направлены Заказчику 15 (Пятнадцать) заявок на участие в Закупке, которые, как показал предварительный анализ представленной в них информации, поданы участниками закупки как являющимися производителями товаров, так и не являющимися таковыми (заявки на участие в определении поставщика представлены на рассмотрение жалобы по существу в соответствии с положениями части 5 статьи 106 Закона N44-ФЗ);
- ранее Заказчиком неоднократно осуществлялись закупки футболок с нанесением изображения индивидуального дизайна с установлением требований, подразумевающих нанесение изображения шелкографическим способом без "области не запечатки", которое выполняется "нанесением на крой" (информация об исполнении одного из контрактов, заключенного по результатам такой закупки, представлена в Приложении N4 к настоящим Возражениям /особо отмечаем, что поставщик по контракту не является производителем поставленных товаров/).
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Сюткина Виталия Сергеевича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2023 г. N 44-367/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023