На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Администрации Архызского сельского Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики" (далее - заказчик), требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N 0179300007221000002 "разработка проектной документации "Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков села Архыз Зеленчукского района КЧР на 2500 человек",
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило обращение от ООО "Архызский водоканал" о наличии признаков нарушения в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0179300007221000002 "разработка проектной документации "Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков села Архыз Зеленчукского района КЧР на 2500 человек".
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителе).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
13.07.2021 12:47 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0179300007221000002 "разработка проектной документации "Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков села Архыз Зеленчукского района КЧР на 2500 человек" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и документации об открытом конкурсе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 000 000,00 рублей.
25.08.2021 Заказчиком заключен муниципальный контракт N21004 (N 3090400436921000002) с ООО "РИО" с ценой контракта - 5 999 999, 83 рублей.
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении открытого конкурса, документация об электронном конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N0179300007221000002, Муниципальный контракт N21004 от 25.08.2021, Дополнительное соглашение N1 к муниципальному соглашению от 21.06.2022 года.
Также в рамках проведения проверки у заказчика были запрошены письменные пояснения относительно доводов изложенных в обращении. На дату проведения проверки, пояснений представлено не было.
1. В обращении отмечается, что Заказчиком заключено дополнительное соглашение с нарушением требований установленных Законом о контрактной системе.
По результатам открытого конкурса N0179300007221000002 "разработка проектной документации "Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков села Архыз Зеленчукского района КЧР на 2500 человек" 25.08.2021 г. с победителем ООО "РИО" заключен муниципальный контракт N 21-0004 (далее по тексту - контракт) на разработка проектной документации "Строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков села Архыз Зеленчукского района КЧР на 2500 человек. Реестровый номер данного контракта 3090400436921000002.
Исходя из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Согласно пунктам 2.7, 2.8, 3.1 вышеуказанного муниципального контракта: цена контракта составляет 5 999 999, 00 рублей; сроки выполнения работ - с 25 августа 2021 г. по 30 июня 2022 г.; срок действия контракта: со дня его заключения и до 31 июля 2022 г.
Таким образом, общий срок исполнения данного контракта подрядчиком составляет 303 календарных дней (с 25.08.2021 г. по 30.06.2022 г.), срок действия контракта 340 календарных дней (с 25.08.2021 г. по 31.07.2022 г.).
Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно сведениям реестра контрактов в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 3090400436921000002, а также материалами представленными Заказчиком, срок выполнения подрядчиком работ, установленный в пп. 2.7, 2.8 контракта, изменен сторонами дополнительным соглашением N1 от 21.06.2022 г. (продлен до 02.04.2023 г.).
В связи с тем, что рассматриваемое дополнительное соглашение заключено сторонами 21.06.2022 г., Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России проверяет действия Заказчика на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на дату подписания соглашений, изменяющих существенные условия Муниципального контракта N21-0004 от 25.08.2021 г. (N 3090400436921000002).
Пунктом 2.5 Контракта предусмотрено, что в случаях нарушения Заказчиком более чем на один месяц сроков исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1.1-4.1.5 Контракта, которые привели к невозможности исполнения Подрядчиком обязательств по контракту и если исполнение таких обязательств Подрядчиком технологически и (или) организационно взаимосвязано с завершением исполнения обязательств Заказчиком, срок исполнения Подрядчиком таких обязательств могут быть продлены на период, равной просрочке выполнения заказчиком.
Пунктом 1 Дополнительного соглашения N 1 от 21.06.2022 г. установлено: "В соответствии с пунктами 2.5, 11.10 Контракта , на основании ст. З4, 94 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с тем, что Заказчиком нарушен более чем на 1 месяц срок исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 41.1-4.1.5 Контракта, которые привели к невозможности исполнения Подрядчиком обязательств, технологически и (или) организационно взаимосвязанных с завершением исполнения обязательств Заказчиком, Стороны приняли решение о продлении срока исполнения контракта. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта до 02.04.2023 года".
Пунктом 4 Дополнительного соглашения N1 от 21.06.2022 г. также предусмотрено: "Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта представлена новая независимая гарантия, срок действия которой превышает срок исполнения обязательств по контракту".
Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС на основании документов представленных Заказчиком пришла к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях, при этом перечень оснований изменения существенных условий контракта является исчерпывающим.
При этом Инспекция карачаево-Черкесского УФАС России отмечает, что статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 65.1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
На основании части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.
Часть 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона о контрактной системе, в частности в отношении срока исполнения контракта.
Следовательно, Заказчик имел возможность изменить существенные условия контракта путем продления срока выполнения работ по контракту, срока действия контракта заключенного по итогам конкурса, при необходимости.
При это с диспозиции части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, следует, что изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Распоряжения органа местного самоуправления о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего существенные изменения условий Муниципального контракт N21-0004 от 25.08.2021 в материалах дела отсутствует.
Инспекцией Карачаево-Черкесского УФАС России также отмечает, что в соответствии с п.1 ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного п.3 ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе
В пункте 9 Муниципального контракта N21-0004 от 28.05.2021 установлено требования об обеспечении исполнения контракта в размере 10% от цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на дату подписания соглашений, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией.
Инспекцией Карачаево-Черкесского УФАС по России установлено, что ООО "РИА" обеспечило исполнение муниципального контракта N21-0004 от 28.05.2021 г. банковской гарантией N 00973-21-01, выданной 21.08.2021 ПАО "Промсвязьбанк". Согласно данной банковской гарантии, гарантия вступает в силу с даты ее выдачи и действует до 31.08.2022 г. включительно.
При подписании дополнительного соглашения N1 от 21.06.2022, продлевающего срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту, Инспекции Карачаево-Черкесского УФАС в материалы дела не предоставлено иного обеспечения исполнения контракта (новую банковскую гарантию или денежные средства, внесенные на счет заказчика), а также не обеспечило в ходе исполнения контракта гарантийные обязательства.
В связи с тем, что срок действия банковской гарантии N 00973-21-01, выданной 21.08.2021 г. не превышал не менее чем на месяц продленный срок исполнения подрядчиком обязательств по контракту (срок их выполнения продлен до 02.04.2023 г.), Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС по России приходит к выводу, что сторонами контракта не соблюдены условия, необходимые для заключения 21.06.2022 г. дополнительного соглашения (независимо от наличия оснований для изменения существенных условий контракта).
При этом Инспекция карачаево-Черкесского УФАС России считает, что обстоятельства, явившиеся основанием для заключения 21.06.2022 г. дополнительного соглашения, не освобождают стороны от обязанности соблюдать условия, необходимые для продления срока исполнения обязательств по контракту, а именно обеспечение подрядчиком исполнения своих обязательств с учетом новых сроков.
Следовательно, при подписании 21.06.2022 г. дополнительного соглашения к муниципальному контракту N21-0004 от 25.08.2021 г. Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе в редакциях, действующих на даты подписания соглашений.
За данные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
2. В обращении отмечается, что заказчиком в нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе несвоевременно размещена в единой информационной системе информация по муниципальному контракту N21-0004 от 25.08.2021 г, подлежащая включению в реестр контрактов.
силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие документы и информация:
1) наименование заказчика;
2) источник финансирования;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) дата подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;
5) дата заключения контракта;
6) объект закупки, цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) и срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
7) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением информации о физическом лице - поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофондов и аналогичных фондов, о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
8) информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены;
9) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);
11) информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения;
12) идентификационный код закупки;
13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
14) решение врачебной комиссии, предусмотренное пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктом 28 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, с обеспечением предусмотренного законодательством Российской Федерации в области персональных данных обезличивания персональных данных;
15) иные информация и документы, определенные порядком ведения реестра контрактов.
На основании ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена необходимость размещения в реестре контрактов ЕИС информации об исполнении контракта в установленный срок, а также о заключении контракта.
Заказчиком, Дополнительное соглашение N2 от 08.09.2021 г.; Дополнительное соглашение N1 от 21.06.2022 г.; счет на оплату N145 от 26.08.2021, размещены в ЕИС с нарушением сроков.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП.
3. В обращении отмечается, что Заказчиком необоснованно и с нарушением норм действующего законодательства осуществил распоряжение земельного участка.
Заказчиком представлено Постановление Администрации Зеленчуксого района КЧР, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N09:06:0050105:35 передан в пользование Администрации Архызского сельского поселения в постоянное бессрочное пользование (Постановление N 1075 от 15.10.2019).
4. В обращении отмечается, что Заказчиком нарушены основные принципы закупочной деятельности, закрепленные в Законе о контрактной системе, выразившиеся в расходование бюджетных средств на выполнение работ по водоочистке (водоотведение) на территории Архызского сельского поселения.
Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России отмечает, вопросы изложенные в пункте 4 обращения, не относятся к компетенции Инспекции Карачаево-Черкесского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказами,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Администрации Архызского сельского Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской республики нарушения ч. 1 ст. 95, ч.3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 9 декабря 2022 г. N 009/06/99-1/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023