Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кабаков Д.Н.,
от уполномоченного органа - Тимофеева Д.Ю.,
от заявителя - Кривохижина Г.А.
УСТАНОВИЛА
В Ставропольское УФАС России 30.01.2023 г. поступила жалоба ИП Захаровой С.Т. на действия заказчика - МБУК "Социально-культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004722001552 "Поставка и установка светового оборудования для муниципального бюджетного учреждения культуры "Социально культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 06.02.2023 г. с вызовом сторон по делу.
06.02.2023 г. комиссия, выслушав доводы присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом закупки является поставка и установка светового оборудования для муниципального бюджетного учреждения культуры "Социально культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее:
Пунктом 2 части 1статьи 33 ФЗ-44 предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 ФЗ-44 не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Однако, по доводам заявителя жалобы, Заказчиком не учтены данные положения ФЗ-44, что выразилось в том, что:
1. Заказчиком неверно указаны коды ОКПД закупаемых им товаров, что стало причиной неприменения обязательных КТРУ и объединении в один лот товаров, как входящие в перечень товаров, на которых распространяется положение Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, так и не входящие в него.
Например, по первой позиции - "световая стойка", код ОКПД, указанный заказчиком, а именно 27.90.33.110 "Комплектующие (запасные части) прочего электрического оборудования, не имеющие самостоятельных группировок", по словам представителя заявителя жалобы, неверный. Верным кодом ОКПД, по ее мнению, является код 32.09.11.120 "Стеллажи, стойки, вешалки металлические".
Кроме того, Заказчик устанавливает один код ОКПД (27.90.33.110) на весь комплект коммутации, в состав которого включаются: кабель, которому соответствует код ОКПД 27.32.13.159 "Кабель установочный"_; зажим металлический, которому соответствует код ОКПД 27.33.13.120 "Соединители электрические, зажимы контактные, наборы зажимов" и др.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "O мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Комплект коммутации, в состав которого включены не входящие в перечень товары, является отдельной позицией товара по спецификации, имеет свою стоимость согласно расчету НМЦК, то есть является отдельной товарной единицей, в связи с чем, к нему применимы требования Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Таким образом, Заказчиком в один лот незаконно объединены товары как входящие в перечень товаров, на которых распространяются положения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, так и не входящие в него, что является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствий с пп. "б"-"г" и "е"-"з" пп. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней датой начала обязательного применения.
Однако, в нарушение данных положений, Заказчик установил требования к части закупаемых товаров, не соответствующие применяемым к ним КТРУ.
2.1. Как указано Заказчиком в спецификации - позиция N7 "Поворотная голова Spot", позиция N8 "Поворотная голова ВЕАМ", позиция N9 "Поворотная голова BEAM-WASH" относится к коду ОКПД2 27.40.33.130 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света".
К такому же коду ОКПД 27.40.33.130 относится и позиция N6 Светодиодный эффект, несмотря на то, что заказчиком указан другой код (неверный).
В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеется нужное описание для этого товара - это:
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000001;
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000002;
- Прожектор светодиодный - код КТРУ 27.40.33.130-00000003;
Указанные КТРУ подлежат обязательному применению с 15.06.2021 - Бессрочно.
То есть каталог товаров содержит необходимый к закупке Товар и подлежит обязательному применению.
Заказчиком же, при описании товара не учтены характеристики КТРУ, которые являются обязательными.
2.2. В составе "Комплекта коммутации" закупаются:
- "необходимый для подключения оборудования кабель" - КТРУ 27.32.13.159-00000004 - Кабель установочный, обязательный для применения с 22.02.2022 г.;
- "кабель силовой" - КТРУ - 27.32.13.111-00000001, 27.32.13.111-00000002, 27.32.13.111- 00000003, 27.32.13.111-00000004, 27.32.13.111-00000005, 27.32.13.111- 00000006, 27.32.13.111- 00000007, обязательный для применения с 08.01.2022 г.
3. По позиции N12 "Комплект коммутации" описанием Заказчиком данного товара вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Заказчиком указан показатель "Сопротивление изоляции (диапазон)" - "более 10 Ом". При этом, участнику не представлено право выбора диапазона, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки если нет знака "-" или "от.. до", участник не должен указывать несколько значений.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона N 44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимыми, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации, которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки.
Таким образом, при описании Заказчиком позиции N12 допущены существенные нарушения, которые не позволяют участнику сформировать предложение в отношении товаров по данной позиции.
4. Заказчиком не установлен порядок приемки всех обязательств по контракту.
В силу п.1 ч. 13. ст. 34 ФЗ-44 в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно п.4.1.1. проекта контракта Поставщик обязуется поставить и осуществить монтаж Товара в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
То есть по смыслу изложенных пунктов приемка товара должна быть осуществлена после монтажа и установки поставленного оборудования.
Тем не менее, в разделе "III. ПОРЯДОК, СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА, УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ И ПРИЕМКИ ТОВАРА" установлен иной порядок приемки.
Условиями проекта контракта не предусмотрено что приемка товаров осуществляется Заказчик после монтажа. Также не предусмотрен отдельный порядок приемки работ по установке (монтажу).
Таким образом, заказчиком не установлен соответствующий виду обязательств порядок приемки, что нарушает положения п.1 ч. 13. ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы заявителя жалобы обоснованы.
Необходимо отметить, согласно п. 3.33 Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Согласно п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе Заказчика составлена с нарушением требований Закона N44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ст. 33, 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Захаровой С.Т. на действия заказчика - МБУК "Социально-культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004722001552 "Поставка и установка светового оборудования для муниципального бюджетного учреждения культуры "Социально культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - МБУК "Социально-культурный центр" Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, нарушившим ст. 33, 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
В.В. Богославская
|
|
Исп. Попова
Полина Вячеславовна
тел.8-8652-35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 февраля 2023 г. N 026/06/106-171/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023