Резолютивная часть решения оглашена 02.02.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Инновационная травматология "Интра" (далее - заявитель, общество) на положения извещения запроса котировок в электронной форме на закупку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗВО "АРБ" (N закупки 0328300068923000007)
01.02.2023 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 02.02.2023.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-46/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения запроса котировок в электронной форме на закупку изделий медицинских для травматологического отделения для
нужд ГБУЗВО "АРБ" (N закупки 0328300068923000007).
Заявитель указывает на то, что извещение рассматриваемого электронного аукциона содержит нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В частности общество полагает, что заказчиком заведомо неправомерно проклассифицирован один из закупаемых товаров - система внутренней ортопедической фиксации, с помощью пластин/винтов, нерассасывающаяся, нестерильная, а также неправомерно объединено в состав одного предмета контракта товары, включенные в перечень распоряжения N 3500-р и не включенные в него. Данные неправомерные действия заказчика, по мнению заявителя, нарушает его права и приводит к некорректному применению заказчиком преимуществ при участии организации инвалидов в закупках.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика не согласился с существом жалобы, выразив мнение о ее необоснованности, пояснив, что заказчик самостоятельно определил код КТРУ, который в большей или меньшей степени удовлетворил потребность в закупаемом товаре.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
19.01.2023 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300068923000007 о проведении запроса котировок в электронной форме на закупку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗВО "АРБ".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки установлено описание объекта закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Рассмотрев описание объекта закупки, Комиссия установила, что заказчиком выбраны следующие позиции КТРУ: 32.50.50.190-00000717 система внутренней ортопедической фиксации, с помощью пластин/винтов, нерассасывающаяся, нестерильная;
32.50.50.190-00000466 - цемент костный, не содержащий лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчик обязан указать всю информацию, предусмотренную соответствующей позицией КТРУ.
Рассмотрев позиции КТРУ с названными выше кодами - 32.50.50.190-00000717, 32.50.50.190-00000466, Комиссия установила, что по данным позициям описание товара в каталоге не содержится.
В соответствии с пунктом 7 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В рассматриваемом случае при описании объекта закупки заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия полагает, что заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Комиссия отмечает, что контрольный орган не наделен правомочием по решению за заказчика вопроса о том, какая позиция КТРУ в большей или меньшей степени будет удовлетворять его потребности в закупаемом товаре. Таким образом, довод заявителя относительно неправильной классификации товара является необоснованным.
Также Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что материалы дела N 033/06/33-46/2023 не содержат письменных, неоспоримых доказательств, которые свидетельствуют о неправомерности выбора заказчиком кода как ОКПД2 так и кода КТРУ, а также о нарушении прав и законных интересов участников закупки, в том числе заявителя жалобы.
Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. N 3500-р утверждены перечни товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы и участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов.
Выбранный заказчиком код 32.50.50.190 входит в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком правомерно установлены преимущества - 15.0 % в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок организациям инвалидов.
В соответствии с п. 2 ч. 29 ст. 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 определено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2021) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
В случае, если перечень медицинских изделий, соответствующий техническому заданию и необходимый заказчику, является составным единого процесса хирургического вмешательства и необходимые заказчику медицинские изделия не могут быть использованы друг без друга, объединение в один лот закупаемых медицинских изделий, их совместное применение предусмотрено инструкциями по применению и (или) иной эксплуатационной документации производителя, не противоречит ни требованиям вышеуказанного Постановления Правительства N 620, ни положениям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно извещения Заказчиком использованы коды КТРУ- 32.50.50.190-00000717; КТРУ- 32.50.50.190-00000466.
Из пояснений ГБУЗ ВО "АРБ" следует, что заказчик закупает изделия медицинские для травматологического отделения в связи с имеющейся потребностью, с целью оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам травматологического отделения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из целей и потребностей заказчика, в действиях заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
При этом, Заявителем явка представителей на заседание Комиссии не обеспечена, доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Инновационная травматология "Интра" на положения извещения запроса котировок в электронной форме на закупку изделий медицинских для травматологического отделения для нужд ГБУЗВО "АРБ" (N закупки 0328300068923000007), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 февраля 2023 г. N 033/06/33-46/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023