Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд министерством имущественных и земельных отношений Владимирской области (600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 68) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации на устройство искусственного освещения в д. Демидово на автомобильной дороге Демидово - Тальново в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области (N извещения 0128200000122008266) в открытом заседании в присутствии представителя уполномоченного органа - министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, представителя Заказчика - государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (ГБУ "Владупрадор"), Заявителя.
Основание для проведения внеплановой проверки: поступление информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (обращение (исх.б/н б/н) Х. И., перенаправленное ФАС России от 29.12.2022 г. N 215845-ПРМ/22) (от 09.01.2023 г. вх.N 7-эп/23).
Из обращения следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) на выполнение работ по инженерным изысканиям. И как следствие -установления данного требования отклонение заявок по причине не подтверждения членства в СРО инженерных изысканий.
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Инспекция Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
07.12.2022 года в единой информационной системе в сфере опубликовано извещение N 0128200000122008266 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации на устройство искусственного освещения в д. Демидово на автомобильной дороге Демидово - Тальново в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 336 867,00 рублей.
Заявителем указано, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) на выполнение работ по инженерным изысканиям.
И как следствие установления данного требования - отклонение заявок по причине не подтверждения членства в СРО инженерных изысканий.
Представитель уполномоченного органа на заседании Инспекции пояснил следующее:
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 N 0128200000122008266 по окончании срока подачи заявок до 08 часов 00 минут (время московское) 15.12.2022 было подано 6 заявок от участников с идентификационными номерами: 70, 172, 65, 150, 97, 88.
По результатам рассмотрения заявок участников закупки участники с порядковыми номерами 70, 65, 97, 88 признаны соответствующими требованиям извещения электронного аукциона.
Заявка участника закупки с порядковым номером 172 отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Федерального законаN 44-ФЗ (Приложение N 3 пункт 1.15 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (в "В едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) и их обязательствах" отсутствуют сведения: - о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания в отношении следующих объектов; а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); - о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 10, 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.).
Заявка участника закупки с порядковым номером 150 отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствия участника закупки требованиям в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (Приложение N3 пункт 1.15 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (в "Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах" у члена саморегулируемой организации (СРО) отсутствуют сведения о размере обязательств по договорам подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров в соответствии с ч. 11 ст. 55.16 ГК РФ), в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 N 0128200000122008266 победителем закупки признан участник с порядковым номером 65 (ООО "Ивановодорпроект").
Таким образом, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000122008266 со стороны уполномоченного органа Владимирской области не допущено.
Заказчик, в свою очередь, пояснил, что выполнение проектных работ и инженерных изысканий связаны между собой как функционально, так и технологически и направлены на достижение единой цели - устройство электроосвещения на автомобильных дорогах.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция пришла к следующим выводам.
Пунктом 1.15. раздела 1 приложения N 3 к извещению установлено требование к участникам закупки о предоставлении информации, подтверждающей соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ) при закупке работ в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
В едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права выполнять инженерные изыскания и осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов;
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 10, 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
- Членство в СРО унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждениям, коммерческих организаций, юридических лиц в случаях, которые перечислены в ч.2.1 ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
ИЛИ
- Членство в СРО унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций, юридических лиц в случаях, которые перечислены в ч.4.1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Инспекция УФАС проанализировала заявки участников закупки и пришла к выводу, что действия аукционной комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, оснований для признания заявок участника закупки с идентификационными номерами 79 и 132 соответствующими требованиям извещения у членов комиссии уполномоченного органа Владимирской области не имелось.
Кроме того, Инспекция УФАС касаемо довода Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) на выполнение работ по инженерным изысканиям поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу положений части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально - технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей (часть 4 статьи 48 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Следовательно, генеральный проектировщик, не являющийся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в области инженерных изысканий, если контрактом не ограничивается возможность привлечения субподрядчиков к выполнению таких работ.
Статьей 55.3 ГрК РФ определены следующие виды саморегулируемых организаций:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на устройство искусственного освещения в д. Демидово на автомобильной дороге Демидово - Тальново в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области (N извещения 0128200000122008266).
Инспекцией принято во внимание, что пунктом 4.6 проекта контракта предусмотрено право подрядчика привлекать третьих лиц к выполнению работ (оказанию услуг). Для выполнения работ по контракту подрядчик вправе привлекать только субподрядчиков, соисполнителей, имеющих соответствующие допуски (лицензии, свидетельства, разрешения) на выполнение данных работ.
С учетом вышеизложенного, следует вывод о том, что положения аукционной документации исключают возможность претендовать на участие в аукционе тех субъектов, которые имеют членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в силу норм действующего законодательства вправе привлекать для выполнения изыскательских работ других лиц, имеющих соответствующий статус.
Таким образом, установление в аукционной документации необходимости членства потенциального участника в двух СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий не соответствуют целям антимонопольного законодательства и является фактором, ограничивающим конкуренцию.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Вместе с тем, часть 6 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.
Инспекцией установлено, что между ГБУ "Владупрадор" и ООО "Ивановодорпроект" 30 декабря 2022 г. заключен контракт, следовательно, Владимирское УФАС не уполномочено выдавать предписание в данном случае.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3,4,15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать государственное бюджетное учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" (ГБУ "Владупрадор") нарушившим требования пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе в сфере закупок администрации ГБУ "Владупрадор" не выдавать, в связи с завершением процедуры осуществления закупки.
3. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Решение контрольного органа в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
8(4922)33-49-78
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 февраля 2023 г. N 2/2023 (ключевые темы: инженерные изыскания - саморегулируемые организации - сро - контрактная система в сфере закупок - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023