Резолютивная часть оглашена
07.02.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение министерства промышленности и торговли Самарской области (далее - Министерство, Заказчик) о включении сведений об ООО "Корпорация Труда" (далее - Общество, Исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение научно-исследовательской работы "Исследование ярмарочной формы торговли как инструмента стимулирования производителей к реализации продуктов питания на организованных торговых площадях" (извещение N 0142200001322029419, ИКЗ 222631613699363160100100030017220244, начальная (максимальная) цена контракта - 2 100 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ООО "Корпорация Труда", Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
23.12.2022 между министерством и ООО "Корпорация труда", по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону от 12.12.2022 N 0142200001322029419) был заключен государственный контракт N 8 на выполнение научно-исследовательской работы "Исследование ярмарочной формы торговли как инструмента стимулирования производителей к реализации продуктов питания на организованных торговых площадках" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.2 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязан выполнить научно-исследовательскую работу "Исследование ярмарочной формы торговли как инструмента стимулирования производителей к реализации продуктов питания на организованных торговых площадках" (далее - работа) и передать полученные при выполнении работы результаты в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик обязан принять и оплатить надлежащим образом выполненную работу в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, Техническим заданием на выполнение работы (приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта (далее - Техническое задание).
Согласно пункту 2.1.4 Контракта работа должна быть выполнена в полном объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с разделом 10 Технического задания сдача отчетных документов и материалов, подтверждающих выполнение работы, осуществляется Исполнителем Заказчику до 28.12.2022.
Работа по Контракту Исполнителем в установленный срок (28.12.2022) не представлена, что по условиям подпункта а) пункта 4.2 Контракта является существенным нарушением условий Контракта.
30.12.2022 в ЕИС Исполнителем размещен документ о приемке N 24 от 30.12.2022.
30.12.2022 в министерство курьером был доставлен конверт с документами (вх. N 6 от 09.021.2023), в составе которых находился отчет с результатами анализа ярмарочной формы торговли как инструмента стимулирования производителей к реализации продуктов питания на организованных торговых площадках.
В соответствии с частью 6 статьи 94 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с условиями пунктов 4.1.4 - 4.1.5, 4.1.9 Контракта приемочной комиссией министерства была проведена экспертиза результатов работы.
По результатам экспертизы результатов работ по Контракту было установлено, что представленная Исполнителем работа не соответствует требованиям Контракта, Технического задания и не может считаться исполненной по основаниям, изложенным в отрицательном заключении экспертизы результатов выполненной работы от 10.01.2023 (далее - Отрицательное заключение) ввиду следующего:
1. Отчет не отвечает требованиям, предъявляемым к Отчету о научно-исследовательской работе.
2. Не проведен диагностический анализ состояния и развития ярмарочной формы торговли продуктами питания на территории г.о. Самара в соответствии пунктом 2.1 раздела 2 Технического задания
3. Не проведен полный анализ цен на основные продукты питания, реализуемых на ярмарках и в сетевой рознице г.о. Самары в соответствии пунктом 2.2 раздела 2 Технического задания
4. Не проведена оценка привлекательности торговых площадок и уровня удовлетворенности участников ярмарочной торговли
5. Не проведена оценка потенциала организации ярмарок и их функционирования на территории г.о. Самара (пункт 7.2.4 раздела 7 Технического задания).
6. Не проведен анализ состояния и развития сельскохозяйственной кооперации как канала сбыта продовольственной продукции производителей Самарской области (пункт 7.2.5 Технического задания).
7. Не представлены предложения по оптимизации использования потенциала ярмарочной формы торговли при стимулировании производителей к реализации продуктов питания на организованных торговых площадках (пункт 7.2.6 Технического задания)
8. В разделе 1 Отчета определения терминов "личное подсобное хозяйство", "сельскохозяйственный потребительский кооператив", "ярмарка" даны не в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области
9. Графическое отображение мест расположения ярмарок г.о. Самара не соответствует их фактическому нахождению (например, расположение ярмарки, действующей по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Ленина, д. 16/ ул. Челюскинцев).
10. В Отчете выявлено значительное количество орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок
11. Заказчиком в соответствии с условиями Контракта был произведен контроль качества выполненных Исполнителем работ путем выборочного обзвона проанкетированых продавцов и покупателей. По результатам данных контрольных мероприятий было установлено, что лица, указанные в анкетах, не подтвердили факт их участия в опросе.
Заказчик на основании Отрицательного заключения подготовил Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.01.2023 и разместил его в ЕИС 17.01.2023.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе обязанность по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта возлагается на Заказчика только в случае, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. При этом, данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
13.01.2023 в министерство от ООО "Корпорация труда" по электронной почте поступило письмо 12.01.2023 N 6 (вх. N 43 от 13.01.2023) с предложением устранить недостатки выполненной работы по Контракту и составить двусторонний акт с указанием перечня необходимых доработок и сроков их выполнения в соответствии с положениями пункта 4.1.10 Контракта.
В ответ на данное письмо министерством был подготовлен мотивированный ответ от 20.01.2023 N 61 об отсутствии оснований для составления такого акта, так как пунктом 4.1.10 Контракта устанавливается право, а не обязанность Заказчика не отказывать в приемке выполненной работы. При этом условием для возможности реализации Заказчиком права принять работу является то, что несоответствие этой работы условиям Контракта, выявленное Заказчиком, не препятствует приемке этой работы и устранено Исполнителем.
Вместе с тем, министерством было установлено, что недостатки результата работы являются существенными.
20.01.2023 министерством была подготовлена претензия (требование) об уплате штрафа и неустойки (письмо 20.01.2023 N 67), которые по условиям Контракта могут быть удержаны Заказчиком из сумм, поступивших от Исполнителя в счет обеспечения Контракта, после вступления Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Ответ об отсутствии оснований для составления акта, а также претензия (требование) об уплате неустойки и штрафа были размещены министерством в ЕИС 20.01.2023.
25.01.2023 в министерство поступили документы в целях устранения замечаний Заказчика.
По результатам рассмотрения представленных документов был сделан вывод о том, что выявленные ранее недостатки, отраженные в Отрицательном заключении, Исполнителем не были устранены в полном объеме; выполненные работы не соответствуют условиям Контракта и Технического задания, в связи с чем не могли быть приняты министерством.
Таким образом, основания для отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения от Контракта у министерства отсутствовали.
Частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика сформировано и подписано в ЕИС 17.01.2023, соответственно, вступило в силу 28.01.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества, Исполнитель принимал меры для надлежащего исполнения Контракта. Следуя замечаниям к результату работы Заказчика, изложенным в Решении, и в пределах установленного Законом о контрактной системе срока устранил недостатки и направил результаты Заказчику. Кроме того, Исполнителем принимались посильные меры в целях урегулирования разногласий в рамках Контракта. Мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки работ Заказчиком не составлен, в адрес Общества не направлен.
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В ходе рассмотрения обращения представитель Общества не смог пояснить и обосновать, какие замечания заказчика к работам и каким способом были устранены. Соответствующих доказательств (в том числе заключение независимой экспертизы) не предоставил.
Оказание Исполнителем услуг надлежащего качества в полном объеме документально не подтверждено.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Корпорация Труда" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно выполнение научно-исследовательской работы. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм исполнителя.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Корпорация Труда" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Корпорация Труда"; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/ учредителе общества: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Корпорация Труда", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 февраля 2023 г. N РНП-63-26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023