Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
директора Государственного областного бюджетного учреждения "Имущественная казна Мурманской области" - Стародубцевой И.С.;
индивидуального предпринимателя Чуб Александра Алексеевича - Погодина Д.Н. (по доверенности);
рассмотрев обращение Государственного областного бюджетного учреждения "Имущественная казна Мурманской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя Чуб Александра Алексеевича (далее - ИП Чуб А.А., Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
31.01.2023 в Мурманское УФАС России поступило обращение Государственного областного бюджетного учреждения "Имущественная казна Мурманской области" о включении сведений в отношении ИП Чуб А.А. (658877, Алтайский край, 2 Камышинский сельсовет, с.Камыши, ул. Чкалова, д. 54;ИНН 262409797390) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на оказание услуг по уборке офисных помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18 (ИКЗ 222519002218251900100100630018129244) (далее - Контракт).
Обращение о включении сведений в отношении ИП Чуб А.А. в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено 06 февраля 2023 г. в 11 часов 00 минут, посредством видеоконференцсвязи.
Рассмотрев представленные Заказчиком, ИП Чуб А.А. документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
12.12.2022 года по результатам электронного аукциона между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем был заключён Контракт.
Согласно пункту 1.1 Контракта, предметом контракта являются услуги по уборке офисных помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18.
Согласно пункту 3.1. Контракта, Срок оказания услуг: с 01.01.2023 по 31.12.2023.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2. Контракта регламентировано, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с неисполнением Обществом обязательств по Контракту, на основании актов от 09.01.2023, 10.01.2023, 11.01.2023, 12.01.2023, Заказчик 13.01.2023 в 16:01 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и разметил его в единой информационной системе (далее - ЕИС). Надлежащая дата уведомления Поставщика - 13.01.2023 в 16:01.
Соответственно, 24.01.2023 - дата расторжения Контракта.
Аналогичное решение было принято и размещено ИП Чуб. А.А. 13.01.2023 в 20:08.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ИП Чуб. А.А. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе направлено в адрес Мурманского УФАС России только 30.01.2023, в связи с отсутствием у Заказчика функционала в личном кабинете по направлению обращения посредством Единой информационной системы, о чем Заказчик уведомил Мурманское УФАС России 26.01.2023.
Таким образом, в действиях Заказчика по расторжению контракта с ИП Чуб А.А. в одностороннем порядке и направлению сведений в отношении предпринимателя в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Согласно решению об одностороннем расторжении контракта, начало оказания услуг согласно условиям договора: с 01.01.2023, но в связи с тем, что в январе 2023 года первый рабочий день - 09.01.2023, представитель исполнителя прибыл 09.01.2023 по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, для ознакомления с объёмом услуг согласно контракту, но оказать услуги не был готов. Услуги оказаны не были.
В соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта, время уборки - с 17 часов 00 минут каждого дня, при условии, что уборка отдельных помещений должна происходить в присутствии представителя заказчика (представитель заказчика находится на объекте до 18 часов 15 минут).
В решении Заказчика также указано, что в период с даты заключения контракта - 13.01.2023 исполнитель не предоставил список лиц, ответственных за оказание услуг или оказывающих услуги, и не согласовал с заказчиком время оказания услуг.
Согласно п.п. 9.2.2.1.3. существенным признается нарушение контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной, степени лишается того, на что, была вправе рассчитывать при заключении контракта, в том числе существенными нарушениями исполнителем условий контракта считаются:
1) оказание исполнителем услуг ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
2) нарушение исполнителем срока оказания услуг (отдельного, этапа исполнения контракта) более чем на 2 дня по причинам, не зависящим от заказчика.
Таким образом, по состоянию на 13.01.2023 в период с 09.01.2023 по 13.01.2023 услуги по уборке офисных помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, не были оказаны в течение трех дней. Исполнитель к исполнению обязательств по гражданско-правовому договору от 12.12.2022, по мнению Заказчика, не приступил.
В то же время, ИП Чуб А.А. на заседание Комиссии Мурманского УФАС России представлены следующие документы, свидетельствующие о намерении исполнить заключенный договор:
- копия договора подряда от 30.12.2022 б/н с Григорьевой И.И., согласно которому последняя обязуется оказывать услуги уборки на объекте Заказчика;
- копии пояснительных записок сотрудников ИП Чуб А.А. (Григорьевой И. И. и Савченко Д.М.);
- копии ответов ИП Чуб А.А. на Акты, составленные Заказчиком, согласно которым услуги оказываются Исполнителем, с подтверждением их отправки посредством электронной почты;
- раздаточная ведомость на материальные средства, необходимые для уборки на объекте Заказчика, а также иные документы.
Как следует из пояснений ИП Чуб А.А., Заказчик чинил препятствия в оказании услуг по контракту, в связи с чем, оказать услуги по уборке Исполнителю не представлялось возможным. Однако, Комиссия Мурманского УФАС России критически относится к данному обстоятельству, так как доказательств недопуска на объект Заказчика, в материалы дела не представлено.
При этом, Комиссия Мурманского УФАС России считает необходимым отметить, что Контрактом не установлен порядок приемки работ за каждый отработанный день, как и не установлена обязанность Исполнителя предоставить Заказчику список лиц, ответственных за оказание услуг или оказывающих услуги, и обязанность согласовывать с заказчиком время оказания услуг (т.к. время установлено техническим заданием).
В связи с чем, Комиссия Мурманского УФАС России также критически относится к обстоятельствам, изложенным в Актах от 09.01.2023, 10.01.2023, 11.01.2023, 12.01.2023 и решении об одностороннем расторжении контракта, так как доказательств того, что представители ИП действительно на объекте отсутствовали, и услуги не оказывали, помимо Актов, на обозрение Комиссии не представлено.
Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Пунктом 15 Правил Порядка рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении Постановления N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав пояснения и документы, направленные сторонами, приходит к выводу об отсутствии недобросовестных действий со стороны ИП. Заказчиком не доказан факт недобросовестного поведения ИП Чуб А.А.
Оценка всех фактических обстоятельств дела и представленных материалов в совокупности свидетельствует о том, что ИП Чуб А.А. предпринимал меры, направленные на исполнение своих обязательств по Контракту. При таких обстоятельствах сведения в отношении предпринимателя не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать Государственному областному бюджетному учреждению "Имущественная казна Мурманской области" во включении сведений в отношении ИП Чуб А.А. (658877, Алтайский край, 2 Камышинский сельсовет, с.Камыши, ул. Чкалова, д. 54; ИНН 262409797390) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на оказание услуг по уборке офисных помещений, расположенных по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18 (ИКЗ 222519002218251900100100630018129244).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 6 февраля 2023 г. N 051/06/104-37/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023