Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт медицинского оборудования (изв. N 0356300171823000004),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300171823000004 ГБУЗ ПК "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" проводился электронный аукцион на ремонт медицинского оборудования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 165 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.01.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчик не установил перечень запасных частей, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, а также требования к идентификации запасных части, качеству поставляемых запасных частей, срокам поставки и/или установки запасных частей, гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей.
Заявитель также полагает, что Заказчик неправомерно в пункте 5 технического задания, указывая период ремонта, не конкретизировал входит ли в данный период поставка запасных частей или нет.
Заявитель считает, что согласно п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 Заказчик неправомерно не установил перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, в письменных пояснениях указав следующе. Закупка направлена лишь на ремонт медицинского оборудования, который подразумевает под собой конкретно работы по устранению неисправности с затратами на расходные материалы, которые входят в стоимость норма-часа.
Заказчик также пояснил, что в случае невозможности ремонта без замены каких-либо запасных частей, исполнитель оповещает заказчика о необходимости приобретения таких запасных частей. Заказчик самостоятельно принимает решение о приобретении данных запасных частей в рамках другого контракта.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
В Техническом задании установлено следующее:
1. Услуги по ремонту медицинского оборудования включают в себя:
- периодический ремонт по заявке заказчика на производственных площадях Исполнителя, расположенных на территории г. Кунгура или г. Перми Пермского края;
- периодичность ремонта - по мере поломки.
2. Заявка заказчиком оформляется в письменной форме и отправляется по факсу с наименованием оборудования и количеством.
3. Исполнитель обрабатывает полученную заявку в течении одного рабочего дня со дня получения заявки и информирует заказчика о том, что оборудование можно доставлять на ремонт.
5. Период ремонта должен составлять не более 14 рабочих дней со дня подписания акта приема передачи оборудования на ремонт.
7. Оборудование является отремонтированным и пригодным для использования, если оно работает без каких-либо перебоев, посторонних шумов. Ремонт медицинского оборудования должен производиться в соответствии с требованиями изготовителя обслуживаемого оборудования.
ГОСТ Р 57501-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ).
Согласно примечанию к п. 3.8 ГОСТа Р 57501-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" при проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт.
Согласно п. 3.13 ГОСТа Р 57501-2017 ремонт: комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
В соответствии с п. 5.6.1 ГОСТа Р 57501-2017 при составлении ТЗ должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
- периодическое ТО;
- техническое диагностирование;
- ремонт МИ;
- внеплановое ТО;
- обновление программного обеспечения и установка опций;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка МИ.
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТа Р 57501-2017 в подразделе, содержащем требования к ремонту МИ, приводят:
- сведения о сроках проведения работ в рамках ремонта МИ. Сроки могут быть указаны как с учетом сроков поставки запасных частей, так и без него, о чем в ТЗ должна быть сделана отдельная отметка;
- указания о наличии или отсутствии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта.
В подразделе могут быть приведены ограничения по количеству случаев отказа МИ, по которым за выбранный календарный период (месяц, год, срок действия договора и т.п.) проводится ремонт.
При наличии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя));
- качеству поставляемых запасных частей;
- срокам поставки и/или установки запасных частей;
- гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей.
В том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно [8]. В этом случае в ТЗ должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся.
При наличии в перечне МИ, подлежащих ТО, изделий, отнесенных к средствам измерений, в пункте должны быть приведены сведения:
- о необходимости проведения поверки после ремонта, согласно ГОСТ Р 56606;
- сроках проведения поверки.
Заказчик пояснил, что закупка направлена лишь на ремонт медицинского оборудования, поставка запасных частей не требуется. Вместе с тем, информация об этом в Техническом задании не отражена, что не соответствует п. 5.6.2.3 ГОСТа Р 57501-2017.
Кроме того, в Техническом задании не раскрывается, что 14 рабочих дней включают в себя лишь ремонт, без поставки запасных частей.
Отсутствие данной информации в описании объекта закупки не позволяет потенциальным участникам закупки определить возможность участия в закупке и исполнения условий Контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик неправомерно не установил перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию в соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017, Комиссия отмечает следующее.
Положения п. 5.7 ГОСТа Р 57501-2017 распространяется на техническое обслуживание медицинских изделий.
Вместе с тем, исходя из анализа извещения и приложения к нему, а также пояснений Заказчика объектом закупки является исключительно ремонт медицинского оборудования.
Следовательно, требование п. 5.7 ГОСТа Р 57501-2017 о необходимости указания полного перечня медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию, не распространяется на ремонт медицинских изделий.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Комиссией установлено также, что часть доводов Заявителя касается порядка определения Заказчиком начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Кунгурская городская станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на ремонт медицинского оборудования (изв. N 0356300171823000004) обоснованной в части неустановления в Техническом задании указания о том, что в рамках закупки поставка запасных частей не требуется.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Передать жалобу в части обоснования НМЦК по подведомственности в Министерство финансов Пермского края.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 февраля 2023 г. N 1207/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023