Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+ (изв.N 0356500003323000010),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 01.02.2023 г. в 10:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 06.02.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003323000010 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.01.2023 г.
Заявитель полагает, что установленное Заказчиком требование в п. 2 Технического задания о предоставлении на этапе поставки товара декларации о соответствии (сертификат соответствия) ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Также Заявитель полагает, что Заказчиком не были размещены разъяснения положений извещения о проведении закупки.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что требования, в том числе о предоставлении при поставке товара документации на товар, изложенные в Технических заданиях являются типовыми; независимо от объекта поставки. При осуществлении поставки, при наличии требования к обязательной сертификации поставляемого товара, поставщик предоставляет декларацию о соответствии (сертификат соответствия). В случае отсутствия изделия, подлежащего обязательной сертификации или декларированию соответствия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425, поставщик при поставке товара предоставляет письмо (отказ) об отказе в предоставлении декларации о соответствии (сертификата соответствия) на основании того, что указанный товар не подлежит обязательной сертификации и декларированию соответствия. Данная практика распространена повсеместно, у участников закупки, равно как и поставщиков - победителей закупок никогда не возникало сложностей с трактовкой изложенного в техническом задании требования. Очевидно, что, если товар подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия, то при поставке товара поставщик предоставляет декларацию о соответствии (сертификат соответствия), если не подлежит - декларация о соответствии (сертификат соответствия) не предоставляются. Более того, положения проекта контракта именно об этом и говорят. Так, пункт 3.5. контракта гласит: при поставке товара поставщик предоставляет полный пакет документов на товар, в том числе:
- документы, подтверждающие качество товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом (для товаров, подлежащих обязательной сертификации).
Проект контракта также является частью аукционной документации и в данном случае конкретизирует положение Технического задания относительно требования о предоставлении декларации/сертификата. Участник закупки должен оценивать аукционную документацию в совокупности всех приложенных документов. То есть изложенное в Техническом задании требование о предоставлении при поставке декларации о соответствии (сертификат соответствия) применяется для товаров, подлежащих обязательной сертификации. Аукционная документация не содержит требования о представлении копии декларации/сертификатов в составе заявки на участие в электронном аукционе, что полностью отвечает требования Закона о закупках.
Относительно второго довода Заявителя Заказчик указал, что в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Течение срока ответа на запрос началось 27.01.2023 г. 28.01.2023 г. являлось не рабочим днём. По правилам, установленным ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В данном случае, ближайший рабочий день был 30.01.2023 г. Окончание подачи заявок по электронному аукциону - 30.01.2023 г. 8 часов 00 минут. К моменту окончания срока ответа на запрос у Заказчика отсутствовала возможность дать разъяснения на запрос.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500003323000010 объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+. Описание объекта закупки указано в приложении.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна предложение участника закупки в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Так согласно Техническому заданию к поставке требуется контейнер для системы подготовки крови для аутотрансфузии, набор трубок для аспирационной системы, набор для системы подготовки крови для аутотрансфузии.
Пунктом 2 Технического задания установлено, что при поставке поставщик предоставляет копии:
- регистрационного удостоверения на Товар, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с действующим законодательством;
- декларацию о соответствии (сертификат соответствия).
Также, согласно требованиям к составу заявки участников должны содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
- копии регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (МЗ РФ) с приложениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу ч. 2 ст. 38 Закона N 323-ФЗ медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
Согласно правилам государственной регистрации медицинских изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", Государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Документом, подтверждающим факт регистрации, является действующее регистрационное удостоверение, выданное Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации. При этом ни в правилах, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте не сказано о том, что данный документ должен передаваться вместе с товаром. Согласно приказу сведения о номере и дате регистрации должны быть документы для потребителя (нанесены на упаковку, этикетку, инструкцию по применению, руководство по эксплуатации), а также содержаться на рекламной продукции.
Проанализировав извещение о проведении закупки и приложения к нему Комиссия отмечает, что поскольку к поставке требуются медицинские изделия требование Заказчика о предоставлении в составе заявки регистрационного удостоверения соответствует требованиям Закона о закупках. Требование, установленное в п. 2 Технического задания устанавливает требование к предоставлению документов на этапе исполнения контракта и не обязывает предоставлять такие документы в составе заявки. Кроме того, Комиссия учитывает положения проекта контракта, которые в совокупности с требованиями Технического задания, указывают на необходимость предоставления таких документов только в случае, если такие документы выдаются.
Довод Заявителя основан на неверном толковании положений извещения о проведении закупки и признан необоснованным.
Относительно довода Заявителя о неразмещении Заказчиком ответа на запрос разъяснений документации Комиссия отмечает следующее.
Согласно информации, полученной от оператора электронной площадки 26.01.2023 г. от ООО "Денеб-Пермь" поступили запросы разъяснений положений извещения о проведении закупки.
Исходя из положений ч. 5 ст. 42 Закона о закупках регламентированный срок дачи разъяснений положений извещения о проведении закупки 29.01.2023 г.
Проанализировав информацию в ЕИС, Комиссия установила, что разъяснения положений извещения о проведении закупки не размещены.
Комиссия отмечает, что ч. 5 ст. 42 Закона о закупках установлено императивное требование о размещении разъяснений положений документации в случае направлении соответствующего запроса. Кроме того, положениями ч. 5 ст. 42 Закона о закупках не предусмотрена возможность не размещения таких разъяснений в случае, если срок окончания подачи заявок истек.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные бездействия Заказчика нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о закупках.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2023 NИЭА1 на участие в закупке поступило 3 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, Следовательно, положения извещения были понятны участникам закупки.
Заявителем заявка не подавалась, запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки не направлялся. Кроме того, жалоба подана Заявителем 29.01.2023 г. в последний день перед окончанием срока подачи заявок, что свидетельствует об отсутствии у Заявителя намерения учувствовать в закупке
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для аппарата для аутотрансфузии крови Cell Saver 5+ (изв.N 0356500003323000010) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 февраля 2023 г. N 1208/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023