Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Лидер" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку многофункциональных устройств (МФУ) для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (изв. N 1056500004922000043),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500004922000043 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку многофункциональных устройств (МФУ) для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 456 983,27 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 01.02.2023 N 903/23) рассмотрение обращения было назначено на 02.02.2022 в 14:20 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 07.02.2023 г. с целью принятия решения.
07.02.2023 г. в 16:00 была оглашена резолютивная часть решения в присутствии представителя ООО "Лидер" - Колодиевой В.Н. (на основании доверенности).
Заслушав Представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
17.10.2022 г. между Заказчиком и ООО "Лидер" заключен контракт N 262 на поставку многофункциональных устройств (МФУ) для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на сумму 1 136 386,52 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 30.12.2022 г. Заказчиком было принято, а 19.01.2023 г. размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 12 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить многофункциональные устройства (МФУ) для Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
3.1.1. Срок начала поставки Товара: с даты заключения Контракта.
3.1.2. Срок окончания поставки Товара: 30 календарных дней c даты заключения Контракта.
4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
4.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
4.4.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода.
4.4.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.4.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
12.2. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон,
по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 19.01.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.01.2023 г. Информация об ООО "Лидер" направлена в адрес Пермского УФАС России 30.01.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщиком была осуществлена поставка многофункциональных устройств (МФУ) в количестве 19 штук.
Заказчик на основании п. 3.6. Контракта провел экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям Контракта с привлечением экспертной организации - АНО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь" на основании государственного контракта N 26/2022 от 13.05.2022 г.
В результате проведенной экспертизы поставленного товара установлено, что многофункциональное устройство Pantum BM5106ADN/RU не соответствует Спецификации (приложение N 1 к Контракту), что подтверждается результатами экспертизы N 63-ЦОЗ/26-1 от 30.11.2022 г., N 63-ЦОЗ/26-2 от 30.11.2022 г., а именно:
- документы предоставлены не в полном объёме (отсутствует руководство по эксплуатации на бумажном носителе);
- технические характеристики поставленного товара не соответствуют условиям договора (Приложение 1 к Техническому заданию) "Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати, стр. - 310".
06.12.2022 г. - Заказчик на основании результатов экспертизы поставленного товара направил в адрес Поставщика мотивированный отказ (исх.N 20-07-01-10-249 от 05.12.2022 г.) с требованием об устранении выявленных недостатков в течение 7 календарных дней с момента получения указанного мотивированного отказа.
07.12.2022 г. - Поставщик направил в адрес Заказчика руководство по эксплуатации на бумажном носителе, частично устранив замечания Заказчика.
14.12.2022 г. - Заказчиком направил в адрес Поставщика мотивированный отказ (исх. N 20-07-01-10-254 от 14.12.2022 г.) с требованием устранения замечаний в части несоответствия технических характеристик поставленного товара условиям Контракта. Срок устранения замечаний был установлен в течение 7 календарных дней с момента получения указанного мотивированного отказа.
Замечания Поставщик на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, по мнению Заказчика, устранены не были.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик пояснил следующее.
С результатами экспертизы, проведенной Заказчиком, не согласны, поскольку выводы, сделанные экспертной организацией, не соответствуют действительности, о чем также было сообщено Заказчику в письме (исх. N 227-л от 07.12.2022 г.).
Поставщик также провел экспертизу поставленного им товара с привлечением экспертной организации - Союз "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата".
Согласно экспертному заключению N 002-11-06943 от 22.09.2022 г., составленному Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой:
- основной лоток автоматической подачи бумаги многофункционального устройства, модель BM5100FDN производства PANTUM поддерживает емкость не менее - 360 страниц;
- максимальное количество страниц у основного лотка автоматической подачи бумаги многофункционального устройства, модель BM5100FDN производства PANTUM составляет 500 страниц;
- максимальное количество листов у основного лотка автоматической подачи бумаги многофункционального устройства, модель BM5100FDN производства PANTUM составляет 250 листов.
20.12.2022 - г. Поставщик выразил свое несогласие с мотивированным отказом Заказчика, и отправил в адрес Заказчика требование об оплате Контракта (исх. N 260-л от 19.12.2022 г.).
23.12.2022 г. - Заказчик отказал в приемке, ссылаясь на экспертные заключения, подготовленные экспертной организацией АНО "Союзэкспертиза-Пермь".
27.12.2022 г. - Поставщик выразил свое несогласие и попросил произвести оплату с учетом ранее отправленной претензии в сроки до 30.12.2022 г. (письмо исх. N 271-л от 27.12.2022 г.).
Поставщик также неоднократно обращался в адрес Заказчика с письмами, в которых представлял доказательства соответствия поставленного товара требованиям Контракта (исх. N 15/23 от 19.01.2023 г.; исх. N 16/23 от 20.01.2023 г.).
Поставщик также направил в адрес Комиссии письмо производителя поставленного товара - Pantum International Limited (исх. N 205 от 16.12.2022 г.).
Pantum International Limited в данном письме указало, что "Суммарная емкость лотков подачи бумаги" МФУ Pantum BM5106ADN/RU при плотности бумаги 60 г/кв.м. составляет 430 листов, из них:
- Ёмкость основного лотка для бумаги - 340 листов;
- Емкость многоцелевого лотка - 90 листов.
Таким образом, Поставщик полагает, что товар, поставленный в адрес Заказчика, соответствует всем предъявленным в Контракте требованием и пригоден к использованию.
Комиссия отмечает, что совокупность действий Поставщика была направлена на добросовестное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Кроме того, Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Поставщика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Лидер" с 2019 г. исполнило 577 Контрактов.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Лидер" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2023 г. N РНП-59-60
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023