Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителей Администрации Губернатора и Правительства Кировской области, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителей ИП, по доверенности;
- индивидуального предпринимателя;
рассмотрев жалобу ИП, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
02.02.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - администрация Губернатора и Правительства Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323000679).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в описании объекта закупки необоснованно установлены требования - "два режима работы: цветные металлы, все металлы и выдает различные по характеру звуковые сигналы - наличие", "габаритные размеры, мм - 415x85x35 (10)", которым соответствует продукция только одного производителя (ООО "Фирма "АКА"), что является нарушением Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.02.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение (КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок") явку представителей не обеспечило, пояснений не представило.
Заявитель на заседании Комиссии поддержал доводы жалобы сообщил, что приложенный к жалобе паспорт на металлодетектор Унискан 7215-м подтверждает нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика подтвердил письменные пояснения, указали, что вправе установить требования, в частности, технические характеристики (потребительские свойства) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. В соответствии с обоснованием представлены три коммерческих предложения различных поставщиков, готовых поставить товар, отвечающий требованиям Технического задания. Объектом закупки является поставка ручных металлодетекторов, а не их производство, следовательно, участниками закупки могут быть не только производители, но и поставщики. Установление в техническом задании особых характеристик "два режима работы: цветные металлы, все металлы и выдает различные по характеру звуковые сигналы - наличие" обусловлено тем, что металлодетекторы предназначены для обеспечения сотрудниками полиции правопорядка, общественной безопасности и антитеррористической защищенности граждан в местах проведения публичных, спортивных и зрелищных мероприятий. Требования о необходимости металлодетектором отличать черные и цветные металлы (выдавать различные по характеру звуковые сигналы), продиктованы спецификой проведения сотрудниками полиции мероприятий по досмотру и пропуску граждан в места проведения вышеуказанных мероприятий. В целях предотвращения скопления граждан перед досмотровыми зонами и ускорения прохождения процедуры досмотра после обнаружения арочным металлодетектором наличия металлических предметов у гражданина, сотруднику полиции необходимо моментально определить ручным металлодетектором какой металл - цветной или черный. Если цветной - то это возможно фурнитура одежды, украшения, пряжка ремня и т.д., а если черный - то возможно это пистолет, граната, нож, заточка или иное оружие и при этом сотрудник полиции должен предпринять соответствующие меры безопасности (действия). Установленные габаритные размеры являются оптимальными для проведения досмотра и под такие размеры попадают металлодетекторы разных производителей (Блокпост рд-150, B2scanMS2000, Сфинкс вм-611 Вихрь). Сообщили, что товар, требующийся Заказчику, находится в свободном доступе на рынке продаж на территории Российской Федерации (счет от 06.02.2023 г. N 02/08, письмо от 06.02.2023 г., реестровые номера контрактов NN 1781203357021000183, 1380801610221000130, 1121516589319000325, 1770607473720000042). Считают жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.01.2023 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323000679 о проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов для обеспечения государственных нужд Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 490 000,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 03.02.2023 года.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется ручной металлодетектор, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки <*> |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) <**> |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки <***> |
Ручной металлодетектор, штука, 50 |
тип металлодетектора - ручной портативный селективный, предназначен для поиска металлических предметов в диэлектрических и слабопроводящих средах - наличие |
|
|
|
два режима работы: цветные металлы, все металлы и выдает различные по характеру звуковые сигналы - наличие |
|
|
|
|
регулятор чувствительности - наличие |
|
|
|
|
светодиодный индикатор включения - наличие |
|
|
|
|
светодиодный индикатор обнаружения металлических предметов - наличие |
|
|
|
|
функция отключения системы детектирования объектов из цветных металлов - наличие |
|
|
|
|
световая и звуковая сигнализация автоматического контроля разряда батареи ниже 7,2 В - наличие |
|
|
|
|
батарея питания в комплекте поставки - наличие |
|
|
|
|
габаритные размеры, мм - 415x85x35 ( |
|
|
|
|
|
масса металлодетектора, г |
не более 450 |
Одно значение или несколько значений |
|
материал корпуса - пластик, устойчивый к механическим воздействиям |
|
|
|
|
диапазон рабочих температур,°С - -15_+45 |
|
|
|
<*> Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
<**> Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
<***> Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003323000679 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности поставки товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара (ручных металлодетекторов), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено ни анализа рынка, ни сравнительной таблицы сопоставленных характеристик товара, подтверждающих обоснованность жалобы. Также в рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - администрация Губернатора и Правительства Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323000679).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 февраля 2023 г. N 043/06/104-85/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023