Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Администрации Тенькинского городского округа Магаданской области (далее - Заявитель), без участия представителей Общества с ограниченной ответственностью "Найс" (далее - ООО "Найс", Поставщик), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заявителя для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Найс", в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N 03473000076220000500001 от 22.08.2022 (реестровый номер 3490600140222000059), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка дверных стальных блоков" (реестровый номер 0347300007622000050).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 29.07.2022 Заказчиком - Администрацией Тенькинского городского округа Магаданской области в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка дверных стальных блоков" (реестровый номер 0347300007622000050).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 511 144,48 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 08.08.2022 14:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.08.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.08.2022.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 08.08.2022 N ЦПА1, на участие в закупке было подано 3 заявки участников с идентификационными номерами: 112390423, 112395053, 112395016. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 N ИЭА1, заявки участников электронного аукциона с идентификационными номерами: 112390423, 112395053 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке, заявка участника с идентификационными номером 112395016 отклонена аукционной комиссией на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - непредставление характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признан участник закупки идентификационным номером 112390423, сделавший наименьшее предложение о цене контракта.
22.08.2022 между Администрацией Тенькинского городского округа Магаданской области и ООО "Найс" заключен муниципальный контракт N 03473000076220000500001 (реестровый номер 3490600140222000059) на поставку дверных стальных блоков (далее - Контракт). Цена контракта составила 2 260 029, 88 рублей.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "Найс" обязательств по Контракту.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 25.01.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 25.01.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Найс" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 25.01.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 05.02.2023.
Датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта, установленной Заказчиком в ЕИС, является 06.02.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ООО "Найс" в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 06.02.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в установленный Контрактом срок (не позднее 100 календарных дней с даты подписания Контракта Заказчиком, то есть до 30.11.2022) товар Заказчику не поступил.
Поставщику неоднократно направлялись претензии об исполнении обязательств по Контракту (исх. N 4217 от 20.12.2022, N 4337 от 27.12.2022, N 197 от 23.01.2023), по состоянию на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта документы, подтверждающие отправку товара ООО "Найс", не представлены.
Ввиду вышеуказанного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При проведении проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 4.2 Контракта установлено:
- предметом настоящего Контракта является поставка дверных стальных блоков (далее - Товар);
- функциональные, технические характеристики поставляемого по Контракту Товара, а также количество и ассортимент Товара определены в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта;
- срок поставки Товара - не позднее 100 календарных дней с даты подписания Контракта Заказчиком.
- Поставщик осуществляет поставку Товара по адресу: склад Поставщика в г. Магадан.
Согласно пунктам Контракта, для исполнения настоящего Контракта Поставщик принимает на себя обязательства:
8.1.1 Поставить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта;
8.1.6 Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
8.1.7 К установленному Контрактом сроку предоставить Заказчику результаты поставки Товара, предусмотренные Контрактом.
Согласно пункту 9.1 Контракта Поставщик и Заказчик несут полную ответственность за свою деятельность по настоящему Контракту, в том числе имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
Как следует из письменных пояснений Поставщика (вх. N 428-ЭП/23 от 08.02.2023), задержка изготовления товара произошла по следующим причинам:
1) Заказчиком нарушен срок исполнения обязательства по выплате аванса (в течение 10 календарных дней с даты заключения настоящего Контракта, т.е. до 01.09.2022), данное обязательство выполнено Заказчиком 23.09.2022.
2) В связи с тем, что характеристики товара в спецификации были указаны не полностью и изменились в процессе переговоров с Заказчиком, 20.09.2022 года Обществом было направлено письмо с просьбой о согласовании размеров и характеристик товара, которое осталось без ответа. 07.10.2022 Заказчику было направлено повторное письмо с согласованием размеров и характеристик товара. 13.10.2022 спецификация была согласована Заказчиком.
Данные обстоятельства существенно повлияли на срок производства товара.
16.12.2022 Поставщиком в адрес Заказчика были направлены письма (N 54, 55) о согласовании срока поставки - 31.01.2023 года, по причине изменения срока изготовления товара, в связи с долгим согласованием характеристик требуемого к поставке товара. Заказчик продление срока поставки по Контракту не согласовал.
Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, 29.12.2022 товар был отгружен со склада Поставщика и направлен в адрес Заказчика, о чем Заказчик был уведомлен неоднократно в телефонных разговорах.
Также Поставщик указывает, что при заключении Контракта Общество не имело умысла не исполнять взятые на себя обязательства, за неисполнение обязательств в установленный срок готово уплатить неустойку, в соответствии с условиями Контракта.
На основании изложенного, рассмотрев документы, представленные в дело, пояснения Сторон, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Включение ООО "Найс" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как следует из представленной в материалы дела переписки между Поставщиком и Заказчиком, письменных и устных пояснений Поставщика, не выполнение в срок обязательств по Контракту явилось следствием продолжительного согласования характеристик поставляемого товара, а также несвоевременная выплата аванса Поставщику.
Комиссия Магаданского УФАС установила, что согласно счет-фактуре N 70 от 29.12.2022, товар направлен Поставщиком в адрес Заказчика, подтверждающие документы представлены в материалы дела.
Таким образом, в срок действия муниципального контракта Поставщиком были предприняты меры по исполнению взятых на себя обязательств. Умысла на неисполнение Контракта у ООО "Найс" не установлено.
Такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Найс" и его директоре сроком на два года несоразмерна характеру совершенного Поставщиком нарушения условий Контракта.
Включение сведений об ООО "Найс" в реестр недобросовестных поставщиков влечет для Общества значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что установленные обстоятельства не могут свидетельствовать о безусловных недобросовестных действиях Общества. ООО "Найс" представлены доказательства, подтверждающие намерения и действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту.
Таким образом, основания для включения сведений об ООО "Найс" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона О контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Администрация Тенькинского городского округа Магаданской области об участнике закупки - ООО "Найс" (ИНН/КПП 2724210214/272401001, ОГРН 1162724055372, адрес: ул. Тургенева, д. 49, офис 903, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка дверных стальных блоков" (реестровый номер 0347300007622000050) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 9 февраля 2023 г. N 049/10/104-12/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023