Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Детский лагерь отдыха "Юность", Марусенко Сергея Сергеевича;
от ООО "Алвар" - Соснова Евгения Анатольевича,
рассмотрев обращение заказчика Краевого государственного бюджетного учреждения "Детский лагерь отдыха "Юность" о включении сведений об ООО "Алвар" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 2022.1387 от 03.10.2022 г. на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) согласно Закону о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Детский лагерь отдыха "Юность" о включении сведений об ООО "Алвар" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 2022.1387 от 03.10.2022 г. на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика пояснила, что 03.10.2022 г. между заказчиком и ООО "Алвар" заключен государственный контракт N 2022.1387 на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края. Согласно п. 1.1, п. 1.2 контракта подрядчик обязуется собственными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить Капитальный ремонт ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Состав и объем работы определяется приложением N 1,2,3 к Контракту. В соответствии с п. 4.1., п. 4.2. контракта подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами. Работа должна быть закончена не позднее "30" октября 2022 г. 31.10.2022 г. между заказчиком и подрядчиком было заключено дополнительное соглашение к контракту, в котором стороны согласовали новый срок выполнения работ 30.11.2022 г. Поскольку по состоянию на 30.11.2022 г. работы по контракту не выполнены 19.12.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе, которое было размещено 26.12.2022 г. на официальном сайте ЕИС. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "Алвар" в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо прочего в заседании комиссии представитель заказчика указал, что часть работ по контракту была исполнена ненадлежащим образом, в частности использовались материалы, не соответствующие условиям контракта, а работы выполнялись медленно и не на условиях, предусмотренных контрактом. В обоснование вышеуказанных обстоятельств представил акт о выявленных недостатках работ от 30.11.2022 г., заключение специалиста (дата окончания производства экспертизы 26.12.2022 г.)
Представитель общества пояснил, что работы, указанные в контракте подрядчиком, исполнялись. Однако в силу специфики выполнения работ (в частности работы по окраске эмалью) не могли быть исполнены подрядчиком, в связи с понижением температуры воздуха в ноябре 2022 г. Так же представитель общества указывал на то, что заказчиком на заседание комиссии представлено заключение специалиста, а не экспертное заключение.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
03.10.2022 г. между заказчиком и ООО "Алвар" заключен государственный контракт N 2022.1387 на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края.
Вышеуказанный контракт заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе и прошел процедуру согласования в Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края (решение N 40 от 26.09.2022 г.).
Согласно п. 1.1, п. 1.2 контракта подрядчик обязуется собственными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить Капитальный ремонт ограждения КГБУ "ДЛО "Юность" Егорьевского района Алтайского края (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Состав и объем работы определяется приложением N 1,2,3 к Контракту.
В соответствии с п. 4.1., п. 4.2. контракта подрядчик приступает к выполнению работы с момента подписания Контракта Сторонами. Работа должна быть закончена не позднее "30" октября 2022 г.
31.10.2022 г. между заказчиком и подрядчиком было заключено дополнительное соглашение к контракту, в котором стороны согласовали новый срок выполнения работ 30.11.2022 г.
В материалы дела представлена переписка сторон, заключение специалиста и пояснения представителей:
- претензия заказчика исх. N 209 от 29.11.2022 г. с требованием об исполнении обязательств в срок 30.11.2022 г.
- акт о выявленных недостатках работ от 30.11.2022 г.;
- претензия заказчика исх. N 214 от 02.12.2022 г. с требованием незамедлительного уведомления заказчика о возможности надлежащего исполнения работ по контракту и устранении выявленных недостатков, с требованием представить мотивированное объяснение о причинах нарушения сроков исполнения работ и причинах отступления от проектной документации;
- ответ подрядчика на претензию (вх. от 13.12.2022 г.) о невозможности исполнения работ при низких температурах воздуха и поставке, имеющегося у подрядчика профнастила, который не отличается от профнастила, который указан в документации заказчика;
- письмо подрядчика (вх. от 15.12.2022 г.) об информировании заказчика о неблагоприятных природных условиях и просьбой заказчика о приостановке работ до 30.03.2023 г.;
- ответ подрядчика (вх. N 292 от 19.12.2022 г.) об информировании о исполнении работ материалами, имеющимися в наличии у поставщика и последовательности выполнения работ;
- уведомление (исх. N 220 от 19.12.2022 г.) о расторжении заказчиком контракта N 2022.1387 от 03.10.2022 г. в одностороннем порядке, в связи с тем, что работы в срок, предусмотренный контрактом не исполнены;
- возражение на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта;
- заключение специалиста (дата окончания производства экспертизы 26.12.2022 г.), которым установлено некачественное и несоответствующее условиям контракта исполнение работ.
В целом переписка сторон, свидетельствует о том, что заказчик требовал надлежащего и своевременного исполнения работ, подрядчик часть работ исполнял. Заказчик указывал на некачественное и несвоевременное исполнение работ (в частности используемые материалы не соответствуют условиям контракта). Подрядчик полагал возможным и допустимым использование тех материалов, которые имеются у него, причиной затягивания сроков указывал на неблагоприятные природные условия.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии п. 11.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным.
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у Подрядчика лицензии на осуществление деятельности, необходимой для исполнения обязательства по Контракту;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
19.12.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ, п. 11.2 контракта в связи с тем, что по состоянию на 30.11.2022 г. работы по контракту не выполнены.
Данное решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 26.12.2022 г. и получено поставщиком в этот же день. Решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2023 г.
Из одностороннего отказа заказчика следует, что причиной расторжения контракта в одностороннем порядке явилось именно не исполнение работ по контракту в срок, в рассматриваемом случае до 30.11.2022 г.
При этом, в решении инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края от 26.09.2022 г. (итоговый документ процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком) установлены следующее обстоятельства:
- обращение заказчика о согласовании заключения контракта с ООО "Алвар" позднее срока, установленного Законом о контрактной системе;
- извещение о проведении закупки и размещенный проект контракта содержат противоречивые условия в части установления срока начала работ, а именно в извещении установлена дата - 05.09.2022 г., а в проекте контракта - с момента подписания контракта сторонами.
В обоснование нарушения срока исполнения контракта подрядчик указывал на неблагоприятные погодные условия, в частности на понижение температуры воздуха (морозы) и просил перенести срок исполнения работ на март месяц.
В рассматриваемом случае невозможно однозначно установить тот факт, что несвоевременное обращение заказчика за согласованием, а также ненадлежащее оформление документации никаким образом не повлияли на нарушение срока выполнения работ подрядчиком по причине неблагоприятных природных условий в октябре и ноябре, учитывая при этом, что информация о закупке размещена 30.08.2022 г.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в рассматриваемом случае невозможно однозначно установить, что срок исполнения работ нарушен только по вине подрядчика.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности нарушение срока, только по вине подрядчика).
При рассмотрении обращения представитель заказчика указывал на то, что часть выполненных подрядчиком работ и используемых материалов не соответствует требованиям контракта, в подтверждение ссылается на акт выявленных недостатков, претензии и прилагает заключение специалиста.
При этом, вышеуказанные обстоятельства не легли в основу принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (не явствуют из содержания решения об одностороннем отказе). Заключение специалиста (дата окончания производства экспертизы 26.12.2022 г.) произведено позднее даты принятия решения об одностороннем отказе.
Из писем подрядчика следует, что подрядчик полагал возможным и допустимым соответствующим контракту) использование тех материалов, которые имеются у него.
Учитывая вышеизложенное между сторонами имеются признаки наличия гражданско-правового спора, относительна качества, объема и соответствия работ, который может быть разрешен между сторонами в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, учитывая недостаточность доказательств существенного нарушения подрядчиком условий контракта, наличие признаков гражданско-правового спора между сторонами Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Алвар" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 февраля 2023 г. N РНП-22-23/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023