Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>;
<_>,
рассмотрев жалобу <_>(далее - <_>., заявитель) на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов Нижнеомского района Омской области (извещение N 0152300008323000001) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - <_> (доверенность N 8/23 от 03.02.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 894-ЭП/23 от 30.01.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 20.01.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1500000 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.01.2023 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.
Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113407756 (Государственное предприятие Омской области "Горьковское дорожное ремонтно-строительное управление").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителя заказчика Комиссия установила следующее.
3.1. По мнению заявителя, в нарушение Федерального закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
В жалобе заявителем дословно указано: "К ним относится, в частности, требование к Участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, членство в саморегулируемой организации, лицензия и т.п.). Таким образом, Участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки или допуск на генподряд".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки объектом закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов Нижнеомского района Омской области.
В электронном документе "Описание объекта закупки", размещенного в составе извещения об осуществлении закупки предусмотрены следующие виды работ:
"- зимнее содержание - уборка снега и льда
- летнее содержание - гредерование, подметание, обкос обочин".
Комиссия отмечает, что применительно к содержанию дорог отсутствует понятие "гредерование". Если заказчиком предусматривалось выполнение работ при помощи грейдеров, то можно предположить, что объект закупки предполагал грейдирование.
При этом Комиссия считает, что работы по содержанию автомобильных дорог не являются работами, на выполнение которых, как полагает заявитель, необходимо наличие у участника закупки соответствующего свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ либо лицензии.
В связи с указанным, заказчиком в извещении об осуществлении закупки в графе "Требования к участникам закупок в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" было правомерно предусмотрено: "Не установлены".
Аналогичным образом, в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению", содержащемся в извещении об осуществлении закупки (далее - "Требования к содержанию заявки") заказчиком не были установлены требования к представлению участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия признала довод жалобы заявителя необоснованным.
3.2. В жалобе заявителем указано на неправомерное установление заказчиком требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе предложения о цене контракта.
С данным доводом жалобы согласился представитель заказчика.
Признавая данный довод жалобы заявителя обоснованным, Комиссия исходила из следующего.
В пункте 3 электронного документа "Требования к содержанию заявки" заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе предложения о цене контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки".
Пунктом 3 части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
При этом частью 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
С учетом вышеуказанных положений норм Федерального закона о контрактной системе, заказчиком в нарушение пункта 1 части 2 статьи 43, части 3 статьи 43, части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к содержанию заявки "предложение участника закупки о цене контракта", поскольку участник закупки не может в заявке установить предложение о цене контракта, учитывая, что закупка проводится способом электронного аукциона, т.е. заявка подается до проведения процедуры аукциона.
3.3. В жалобе заявителем указано: "Заказчик неправомерно указал разные Идентификационные коды закупки в разных частях извещения:
Извещение: 233552400136055240100100010015229244
Проект контракта: 223552400136055240100100020005229244".
Представитель заказчика с данным доводом жалобы заявителя согласился.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Комиссия установила, что в нарушение части 3 статьи 7 и части 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки указан идентификационный код закупки 233552400136055240100100010015229244, в то время как в проекте контракта указан совсем иной идентификационный код закупки - 223552400136055240100100020005229244.
3.4. В жалобе заявителем указано: "Заказчиком в соответствии с контрактом нарушен срок оплаты выполненных работ:
2. ЦЕНА КОНТРАКТА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
2.2.Условия оплаты: безналичный расчет, аванс (предоплата) - не предусмотрена. Оплата производится, ежемесячно по факту выполнения работ, в течение 15 рабочих дней после подписания типовой межотраслевой форме N ЭСМ-7, акта выполненных услуг и счёт - фактуры.
Сроки оплаты при заключении контрактов с 01.05.2022 года изменен, срок оплаты в данной закупке должен быть не более 7 рабочих дней".
С указанным доводом жалобы заявителя представитель заказчика согласился.
Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя, поскольку в силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
3.5. Заявитель полагает, что в проекте контракта заказчиком нарушены условия оплаты выполненных работ, поскольку срок оплаты обусловлен подписанием трех видов документов: типовой межотраслевой формы N ЭСМ-7, акта выполненных услуг и счёт - фактуры, в то время как данный срок в силу Федерального закона о контрактной системе должен быть обусловлен датой подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Представитель заказчика с данным доводом жалобы заявителя согласился.
Комиссия признала обоснованным данный довод жалобы заявителя, поскольку действительно, частью 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, обусловлен исключительно датой подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
4.1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктом 2 статьи 314 ГК РФ предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ является существенным условием для договора подряда.
В извещении об осуществлении закупки в разделе "Дата начала исполнения контракта" указано "1 календарных дней с даты заключения контракта", в разделе "Срок исполнения контракта" установлено: "400 календарных дней".
При этом разделом 4 "Сроки выполнения работ" проекта контракта предусмотрено:
"4.1. Календарные сроки выполнения работ определены Сторонами:
Начало срока выполнения работ - с даты заключения контракта до полного исполнения сторонами обязательств.
4.2. На момент подписания настоящего контракта дата окончания работ, в соответствии с заявкой Заказчика, является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ".
Комиссия считает условие контракта о выполнении работ "до полного исполнения сторонами обязательств" не соответствующим требованиям статьи 190 ГК РФ, допускающей установление срока указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, поскольку заказчиком окончание срока выполнения работ поставлено в зависимость от события, которое может не наступить.
С учетом изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В пункте 2 электронного документа "Требования к содержанию заявки" заказчиком установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе "характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (в соответствии с Приложением N 1)
- может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком".
Комиссия считает неправомерным установление заказчиком вышеуказанного требования к содержанию заявки на участие в аукционе и усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в рассматриваемом случае при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог не предусмотрена поставка товара, соответственно участнику закупки необходимо выразить исключительно согласие на выполнение работ.
4.3. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать документы, предусмотренные подпунктами "а"-"ж" настоящей нормы Федерального закона.
Пунктами 4 и 5 части 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе определены действия заказчика, приемочной комиссии при поступлении от поставщика (подрядчика, исполнителя) документа о приемке.
В нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе проект контракта не содержал условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их объема требованиям, установленным контрактом, а также условия о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
4.4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком был установлен размер обеспечения 75000 рублей.
В разделе 6 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта заказчик предусмотрел возможность предоставления обеспечения исполнения контракта путем предоставления исполнителем независимой гарантии или внесением денежных средств. При этом возможность указания непосредственно размера обеспечения исполнения контракта проект контракта не предусматривал.
При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что заказчиком нарушена часть 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что проект контракта, размещенный в ЕИС, начиная с раздела "Обеспечение исполнения контракта" имеет неверную нумерацию подпунктов контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу Сысоева Константина Владимировича на действия Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов Нижнеомского района Омской области (извещение N 0152300008323000001) в части неправомерного установления требований к содержанию заявки на участие в аукционе; указании заказчиком в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта различных идентификационных кодов закупки; установления незаконных сроков оплаты по контракту; установления заказчиком условий оплаты по контракту, не соответствующих положениям Федерального закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области нарушение части 1 статьи 2, части 3 статьи 7 и части 2 статьи 23, пункта 1 части 13 статьи 34, части 13.1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 43, части 3 статьи 43, части 1 статьи 49, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Нижнеомского района Омской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2023 г. N 055/06/106-89/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023