10 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 30.01.2023 N 36/22, подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения сообщения осуществляющего общественный контроль объединения юридических лиц о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская поликлиника N 2" (далее - БУЗОО "ГП N 2", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "услуги в области информационных технологий в части сопровождения и обслуживания программного продукта "ПАРУС-Бюджет" "Маркировка лекарственных средств" (Реестровый номер 2022.042571)" (извещение N 0352300002722000022) (далее - электронный аукцион, аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 07.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 65000,10 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2022 следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем. Комиссией по осуществлению закупок заказчика принято решение о заключении контракта с участником закупки с идентификационным номером заявки 112052397 (ООО "Прайм").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "ГП N 2" и ООО "Прайм" заключен договор N Ф.2022.0022 от 27.06.2022 (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/printForm/view.html?contractInfoPfId =431441955), который был расторгнут по соглашению сторон 06.02.2023 (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/printForm/view.html?contractProcedur ePfId=516449282).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило (вх. N 806-ЭП/23 от 26.01.2023) обращение осуществляющей общественный контроль АСО "Общественный контроль", из которого следует, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно не был установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
31.01.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/611/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по факту неприменения национального режима при осуществлении вышеприведенной закупки.
На данный запрос БУЗОО "ГП N 2" представлены (вх. N 491-23 от 18.01.2023) пояснения, содержание которых сводится к тому, что при осуществлении закупки положения Постановления N 1236 применены не были.
Как указано заказчиком, отсутствие в извещении о проведении электронного аукциона соответствующего запрета обусловлено сбоями в работе официального сайта ЕИС в день размещения такого извещения.
Субъектом контроля также отмечено, что сведения о программном обеспечении, сопровождение и техническая поддержка которого необходимы заказчику, включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Оценивая правомерность действий заказчика по неустановлению запрета на допуск программного обеспечения, регламентированного Постановлением N 1236, Комиссия руководствуется следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 данного закона.
Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг в области информационных технологий в части сопровождения и обслуживания программного продукта "ПАРУС-Бюджет" "Маркировка лекарственных средств".
В электронном документе "описание объекта закупки" (Техническое задание) определены требования и порядок оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы "Учет маркированных товаров" Региональной информационной системы мониторинга Министерства здравоохранения Омской области (далее - Система).
В пункте 2 Технического задания указаны назначение Системы и цели оказания услуг.
Согласно подпункту 2.1 названного пункта назначением Системы является следующее:
"Система представляет собой программную среду, предназначенную для автоматизации учета движения маркированных товаров и передачу всех необходимых данных в Федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП) на основании Федерального закона N 425-ФЗ от 28 декабря 2017 года. Представляет собой единый облачный сервис, обеспечивает:
- ведение реестра контрольных идентификационных знаков;
- учёт операций с упаковками лекарственных препаратов, включая приёмку на склад, перемещение по местам деятельности, вывод лекарственных препаратов из оборота;
- учет лекарственных препаратов, лекарственных форм, дозировок и международных непатентованных наименований".
Цели оказания услуг в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Технического задания сформулированы следующим образом:
"Целями оказания услуг является достижение следующих результатов:
- техническая поддержка Системы;
- сопровождение Системы".
По мнению Комиссии, услуги, выступающие объектом рассматриваемой закупки, связаны с сопровождением и технической поддержкой программного обеспечения и включают в себя предоставление прав на такое программное обеспечение вследствие выполнения обязательств, предусмотренных заключаемым по результатам закупки контрактом.
Вместе с тем Комиссией установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом одновременно обоснование невозможности соблюдения такого запрета на официальном сайте ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия БУЗОО "ГП N 2" нарушают часть 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановление N 1236.
Дополнительно Комиссия отмечает, что Постановление N 1236 не содержит каких-либо исключений для случаев закупки конкретного российского программного обеспечения (его поставке, выполнению работ (оказанию услуг), связанных с ним), включенного в реестр отечественного программного обеспечения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "ГП N 2" нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления N 1236.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "ГП N 2" не выдавать в связи с заключением договора N Ф.2022.0022 от 27.06.2022.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 февраля 2023 г. N 055/10/99-97/2023 (ключевые темы: лекарственные средства - иностранные государства - товар. работа. услуга. - электронный аукцион - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023