Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежаще извещенных о дате, месте и времени заседания Комиссии;
рассмотрев жалобу Сысоева К.В. на положения извещения о проведении закупки N 0308200027523000001 от 23.01.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений рентгенкабинета в здании ГБУ РМЭ "Килемарская РБ",
установила:
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений рентгенкабинета в здании ГБУ РМЭ
"Килемарская РБ".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Так, в Марийское УФАС России поступила жалоба Сысоева К.В. на положения извещения указанной закупки.
Заявитель жалобы приводит следующие доводы:
- заказчиком в извещении о проведении закупки указаны 2 требования об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, тогда как надлежало установить одно из них;
- в составе заявки участник закупки требует декларацию о соответствии участника закупки требованию: "отсутствие между участникам закупки и заказчиком конфликта интересов" в недействующей редакции закона;
- указывает на отсутствие требования декларирования участником закупки соответствия пункту 10.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- также по мнению заявителя заказчик незаконно требует от участников закупки в составе заявки представить предложение о цене контракта.
Заказчик с доводами жалобы согласился представил письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение N 0308200027523000001 о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено в ЕИС 23.01.2023.
Дата и время окончания подачи заявок: 31.01.2023 14:31.
Дата подведения итогов определения поставщика: 02.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 974 220,00 рублей.
1. Согласно первому доводу жалобы, заказчик незаконно установил одновременно два требования об отсутствии сведений об участнике в РНП.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Пунктом 2 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
При этом пунктом 1 Извещения установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении одновременно 2 требования к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Относительно второго довода заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (подпункт "о").
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется следующее единое требование:
- отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по заполнению заявки заказчиком указано, что в составе заявку необходимо представить декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленными пунктами 3 - 5,7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен заказчиком в редакции действовавшей до 01.01.2023, а именно: "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества",
Таким образом, довод заявителя является обоснованным, в действиях заказчика устанавливается нарушение подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как ни один участник аукциона не был отклонен за несоответствие заявки.
3. Как указывалось выше, из подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется следующее единое требование:
- участник закупки не является иностранным агентом.
Вместе с тем, данное требование отсутствует в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, что является также нарушением подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Следовательно, позиция заявителя является обоснованной.
Комиссия отмечает, что указанное нарушение также не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как ни один участник аукциона не был отклонен за несоответствие заявки, организации, которые являются иностранными агентами, на участие в закупке заявки не подавали.
4. Согласно четвертому доводу Заявителя Заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что по мнению Заявителя может привести к отклонению заявки участника.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, заказчиком требуется предложение о цене контракта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из совокупности положений статей 43, 49 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в электронном аукционе не содержит предложение о цене контракта.
На основании части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с указанным Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 данной статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона).
В части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе определен порядок подачи ценовых предложений.
Следовательно, процедура подачи ценовых предложений осуществляется с использованием электронной площадки и, исходя из части 1 и 2 статьи 49 Закона контрактной системе, предложение участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), предусмотренное пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона в составе заявки не предоставляется.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, что свидетельствует об обоснованности довода Заявителя жалобы.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушения, так как указанное нарушение не повлияло на результаты определения победителя закупки, права участников аукциона не были нарушены.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя и признании в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 31, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУ РМЭ "Килемарская РБ" нарушение части 6 статьи 31, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 2 февраля 2023 г. N 012/06/106-85/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023