Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - <_>, <_>, представителей по доверенности,
исполнителя - Общества с ограниченной ответственностью "ЧЕБ-ПРОЕКТ" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Чеб-Проект" (далее - ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ"), находящемся по адресу: 428903, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Ш. Вурнарское, д. 10, помещ. N4 (ИНН: 2129022519, ОГРН: 1022101289154).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 01.02.2023 поступило обращение Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
30.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001121001773 о проведении электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях реконструкции стадиона по ул. Чапаева д. 20 в с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики , с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 3 138 137,95 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2021 N 0115200001121001773-5-1 победителем признан участник с идентификационным номером заявки N 1 (ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ") с минимальным ценовым предложением 3 138 137,95 рублей.
20 сентября 2021 года казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственность "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N 220 на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях реконструкции стадиона по ул. Чапаева д. 20 в с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики. (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях реконструкции стадиона по ул. Чапаева, д. 20 в с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики и передать в соответствии с Контрактом Заказчику результаты указанных работ.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок разработки программ Инженерных изысканий, начала выполнения Инженерных изысканий, окончания выполнения Инженерных изысканий, подготовки проектной и рабочей документации, получения заключения государственной экспертизы результатов Инженерных изысканий и Проектной документации, с даты заключения Контракта по 20 декабря 2021 года.
Сроки разработки программы Инженерных изысканий, начала выполнения Инженерных изысканий, окончания выполнения Инженерных изысканий, подготовки Проектной и рабочей документации, получения заключения государственной экспертизы результатов Инженерных изысканий и Проектной документации определены графиком выполнения Работ (Приложение N 2 к Контракту) (далее - График выполнения Работ), а сроки и размеры оплаты выполненных в соответствии с графиком оплаты выполненных Работ (Приложение N 3 к Контракту).
Однако, в ходе исполнения контракта Заказчик установил, что Подрядчик своевременно не приступил к исполнению работ. Более того, Подрядчик работы по Контракту ведет настолько медленно, что окончание ее к сроку, т.е. 20.12.2021 г. Становится явно невозможным.
На 17 января 2023 года Подрядчиком не предоставлено положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 10.6 - 10.7 Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, положениями ГК РФ, в т.ч. ст. 450.1 Заказчик решил отказаться от исполнения государственного контракта N 220 от 20.09.2021 г. На выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях реконструкции стадиона по ул. Чапаева, д. 20 в с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики, заключенного с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
17.01.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Представителем Подрядчика были даны следующие пояснения.
С момента заключения Контракта, Подрядчик незамедлительно приступил к выполнению Работ по контракту (проведению изысканий), параллельно проводя телефонные переговоры с Заказчиком, а также специалистами и руководством реконструируемого объекта, в целях получения исходных данных для последующей разработки проектной документации.
10 октября 2021 г., Заказчиком, в адрес Подрядчика направлен запрос на предоставление ему графика проводимых Работ.
13 октября 2021 г., Подрядчиком в рамках промежуточной отчетности, Заказчику были направлены: Запрос на предоставление технических условий (исходных данных); Расчеты; материалы Инженерно-Геодезических изысканий.
14 октября 2021 г., Подрядчиком также истребован дополнительный пакет исходных данных.
В тот же день, Подрядчик также направил Заказчику материалы Инженерно-геодезических изысканий.
Уже 15 октября 2021 г., Подрядчик направил Заказчику задания и программы на проведение Инженерно-гидрометеорологических изысканий и Инженерно-экологических изысканий для согласования.
Не получив своевременно, истребуемые 14 октября 2021 г., исходные данные, Подрядчик не прерывая работ 18 октября 2021 г., направил Заказчику Схему планировочной организации Земельного участка, а также запросил данные повторно.
В дальнейшем, по ходу проведения Работ, Подрядчик последовательно направлял, всем задействованным им при исполнении Контракта сторонам, различные запросы исходных данных необходимых для исполнения Контракта, вынужденно повторяя запросы в связи с не получением ответов.
21 октября 2021 г., несмотря на игнорирование запросов Подрядчика, действуя добросовестно, в ответ на запрос Заказчика о предоставлении графика проведения Работ, 21 октября 2021 г., Подрядчик направил Заказчику заполненный график проведения Работ.
Вместе с тем, не прекращая исполнение собственных обязательств, 25 октября 2021 г., подрядчик направил Заказчику часть разработанной документации, а именно Раздел N 5, Подраздел N 1 и 5 .
Только 25 октября 2021 г., Заказчиком произведен ответ на запросы, направляемые Подрядчиком ранее - сведения о расположении строителей; задание на создание схемы доставки стройматериалов; сведения о том, где получать информацию о пожарных резервуарах; сведения о получении информации о канализации и получению тех. плана подвальных помещений; сведения о тех. условиях системы электроснабжения.
В тот же день, Подрядчик направил Заказчику трехмерную визуализацию проекта.
И уже 26 октября 2021 г., Подрядчик направил Заказчику Отчеты по Инженерно-геодезическим изысканиям, Инженерно-экономическим и Инженерно-Гидрометеорологическим изысканиям.
28 октября 2021 г., Подрядчик направил Заказчику Раздел "Перечень мероприятий по охране окружающей среды".
Таким образом в ходе длительных согласовательных переписок, запросов исходных данных от Заказчика и руководства реконструируемого объекта, в ноябре 2021 г. проектная документация была готова к прохождению государственной экспертизы.
Уже 12 ноября 2021 г., Подрядчик подал первую заявку на проведение государственной экспертизы в Автономное Учреждение Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Министерства строительства (далее - Исполнитель), которая к сожалению, была отклонена Исполнителем так как отсутствовала часть документов, предоставить которые мог только Заказчик (подписанная Заказчиком выписка из ЕГРН на земельный участок; Кадастровый паспорт земельного участка; правоустанавливающие документы на объект реконструкции и т.п.). Обо всех обстоятельствах, Подрядчик незамедлительно информировал Заказчика, запрашивая необходимые документы.
По итогам, исправления замечаний Исполнителя, 1 декабря 2021 г., Подрядчиком подана повторная заявка на прохождение государственной экспертизы.
11 декабря 2021 г., между Подрядчиком и исполнителем заключен Договор N 96/Гб "О проведении государственной экспертизы" (далее - Договор 1). Проведение государственной экспертизы, Исполнитель начал 14 декабря 2021 г.
Учитывая, что согласно п. 3.3 Договора 1, срок проведения государственной экспертизы - 42 календарных дня и может быть продлен до 62 календарный дней, Стороны, понимая, что для получения положительного заключения экспертизы, потребуется внесение оперативных изменений в проектную документацию, Заказчиком было принято решение продлить срок действия Контракта до 31 декабря 2022 г., путем обновления сведений в Единой Информационной Системе.
В дальнейшем, 30 декабря 2021 г, Исполнителем в адрес подрядчика направлен ряд замечаний к проектной документации. 13 и 14 января 2022 г., Исполнитель заявил дополнения к замечаниям.
В свою очередь, Подрядчик вносил оперативные изменения в проектную документацию, а 9 февраля 2022 г. также предоставил Исполнителю справку о внесенных изменениях.
16 февраля 2022 г., Исполнителем, по итогам исправлений, добавлены новые, ранее не фигурировавшие, замечания. Так, например: добавлены замечания к подразделу "Сети Связи" в разделе "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" и добавлен ряд замечаний в подраздел "Система водоснабжения" в разделе "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений".
В связи с тем, что внести исправления оперативно не представлялось возможным, 17 марта 2022 г., Подрядчиком получено отрицательное заключение государственной экспертизы.
В дальнейшем, в рамках изучения итогов проведения Работ, замечаний и заключения государственной экспертизы, Подрядчик продолжал проведение Работ, внося правки проектную документацию для прохождения повторной государственной экспертизы. В ходе внесения правок, Подрядчик установил, что согласно п. 44 Приложения N 1 к Контракту, установлен определенный формат Информационной Модели проектной документации - BIM-модель.
Согласно с Правилами формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ от 31 декабря 2020 г. N 928/пр. (СП 333.13258020.2020), информационная модель объекта капитального строительства, представляет собой совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства.
Информационная Модель формата BIM, подразумевает под собой трехмерную модель здания, либо другого строительного объекта, связанная с базой данных, в которой каждому элементу модели можно присвоить все необходимые атрибуты.
29 апреля 2022 г., представитель Подрядчика связался со специалистами проектировщика его дочерней компании способной изготовить данную модель - ООО "Концессии проектирования". В тот же день, на запрос Подрядчика был получен отказ, в связи с тем, что согласно последним новостям Поставщик программного обеспечения - Autodesk Inc. (отделение на территории Российской Федерации - ООО "АУТОДЕСК (СИ-АЙ-ЭС)"), прекращает свою деятельность на территории Российской Федерации, в связи с введением санкций из-за чего, в связи с истечением времени действия лицензии на необходимое программное обеспечение, Работы рискуют быть завершенными только частично.
Важно отметить, что в том числе, в связи с данными обстоятельствами позднее - 27 мая 2022 г. принято Постановление Правительства РФ N 963 "О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях с их содержании" отменено требование об обязательном трехмерном моделировании Информационной Модели.
Более того, в числе замечаний Исполнителя и Заказчика ранее отсутствие BIM-модели не фигурировало.
В совокупности данных факторов, Подрядчик был вынужден продолжить Работы без создания BIM-модели.
5 сентября 2022 г., Подрядчиком подана заявка на проведение повторной государственной экспертизы.
31 мая 2022 г., между Подрядчиком и Исполнителем заключен Договор N 160/Гб "О проведении повторной государственной экспертизы" (далее - Договор 2).
7 июня 2022 г., Исполнителем в адрес Подрядчика направлены замечания.
14 июня 2022 г., Исполнителю в адрес Подрядчика направлены дополнения к замечаниям.
В свою очередь, Подрядчик вносил оперативные изменения, загружая исправленную проектную документацию на предназначенный для этих целей Интернет-сайт.
29 июня 2022 г., Исполнитель рассмотрел внесенный Подрядчиком в соответствии с замечаниями. В ответ на представленные корректировки, Исполнитель выдвинул новый список замечаний, которые ранее не фигурировали в списках от 7 и 14 июня 2022 г.
Так например: в подраздел "Система электроснабжения" в разделе "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" добавлены замечания относительно розеток электроводонагревателей, в также затребовано предоставить сведения о количестве энергопринимающих устройств; в разделе "Схема планировочной организации земельного участка", затребовано: "на всех чертежах показать размещение сборника стоков, включить его в ведомость сооружений, а также в связи с установкой сборника стоков и со строительством подъезда к нему уточнить объемы земляных масс и т.д.
Таким образом, в связи с тем, что Исполнитель вносил дополнения в замечания, предоставляя новые замечания, которые до этого нигде не фигурировали, внесение оперативных изменений Подрядчиком в проектную документацию вынужденно затягивалось.
В тоже время, Подрядчик по-прежнему намереваясь завершить контракт не останавливал проведение Работ и продолжал вносить оперативные изменения.
Однако по вышеуказанным причинам, к сроку окончания государственный экспертизы, согласно Договору 2, успеть внести все необходимые изменения было невозможно.
18 августа 2022 г. Подрядчиком получено повторное отрицательное заключение.
Тем не менее, понимая, необходимость исполнения обязательств, Подрядчик продолжал выполнять Работы.
После дальнейшей проработки проектной документации 13 сентября 2022 г. между Подрядчиком и Исполнителем заключен Договор N 463/Гс "О проведении повторной государственной экспертизы" (далее-Договор 3).
В дальнейшем, Исполнителем также предоставлялись замечания, а Подрядчиком вносились оперативные изменения и загружалась исправленная проектная документация.
Работы по внесению правок не прекращались, однако Подрядчик столкнулся с новыми препятствиями созданными Исполнителем, при проведении государственной экспертизы.
Согласно с п. 3.3 Договора 3, срок проведения государственной экспертизы составляет 42 рабочих дня (дата окончания государственной экспертизы по Договору 3 - 10 ноября 2022 г.). Указанный срок проведения государственной экспертизы может быть продлен один раз на срок, указанный в заявлении Подрядчика, но не более чем на 20 рабочих дней.
Согласно п. 3.4 Договора 3 , Подрядчик вправе обратиться к Исполнителю с заявлением о продлении срока проведения государственной экспертизы. Исполнитель в срок не более двух рабочих дней после получения указанного заявления направляет Подрядчику проект дополнительного соглашения о продлении срока проведения государственной экспертизы или уведомляет об отказе в продлении срока.
Согласно п. 1.5 Договора 3, услуги оказываются через систему взаимодействия с заявителем "Личный кабинет" на сайте Исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет Заявителя) (центрцен.рф).
Тем не менее, учитывая в том числе ограничение срока для направления Исполнителю результатов оперативного внесения изменений в документацию, предусмотренного п. 3.2 Договора, 26 октября 2022 г., Подрядчиком через его личный кабинет, в адрес Исполнителя направлено заявление о продлении сроков проведения государственной экспертизы на 20 рабочих дней.
27 октября 2022 г. в ходе телефонных переговоров, представитель Исполнителя, уведомил представителя Подрядчика о подготовке дополнительного соглашения о продлении сроков государственной экспертизы.
Однако, вопреки обязанности, предусмотренной п. 3.4 Договора 3, а также предоставленной информации, документа или уведомления об отказе в продлении сроков проведения государственной экспертизы Исполнителем, Подрядчику предоставлено не было.
Вместо отказа от продления сроков государственной экспертизы или дополнительного соглашения о продлении сроков государственной экспертизы, Подрядчиком получено заключение экспертизы N 21-1-2-3-076288-2022.
Таким образом, вследствие нарушения Исполнителем, права Подрядчика на продление сроков государственной экспертизы, выраженного в игнорировании заявления о продлении сроков государственной экспертизы, Подрядчик был лишен возможности внести оперативные изменения в документацию и получить заключение государственной экспертизы с учетом этих изменений.
Однако, намереваясь исполнить свои обязательства, 8 ноября 2022 г., Подрядчик повторно подал заявку на прохождение государственной экспертизы.
Важно отметить, что при подаче заявки на прохождение государственный экспертизы, перед заключением договора, Исполнитель рассматривает проектную документацию, также представляя замечания, которые необходимо устранить, в противном случае заявка на заключение договора отклоняется.
При рассмотрении заявки 10 ноября 2022 г., экспертом Исполнителя представлены замечания, которые необходимо устранить для заключения договора. В числе данных замечаний - предоставить Информационную Модель в формате BIM-модель.
Как отмечалось ранее, создание BIM-модели, ещё с момента проведения первой экспертизы, было невозможным.
В этой связи в целях проведения повторной экспертизы проектной документации наиболее возможным вариантом является продление срока проведения государственной экспертизы по уже заключенному ранее Договору.
14 ноября 2022 г., Заказчик направил Подрядчику претензионное обращение, с требованием об ускорении проведения Работ.
Учитывая, что ранее Договор 3 не был продлен по вине Исполнителя, в целях продления срока государственной экспертизы и рассмотрения Исполнителем проектной документации, 24 ноября 2022 г., Подрядчик, направил Исполнителю претензионное обращение с требованием о продлении сроков государственной экспертизы.
Одновременно Подрядчик не останавливая Работы, направил исправленную проектную документацию непосредственно экспертам Исполнителя.
29 ноября 2022 г., Подрядчик направил Заказчику ответ на претензионное обращение от 14 ноября 2022 г., которым поставил Заказчика в известность о вышеописанных обстоятельствах.
5 декабря 2022 г., Подрядчиком получен ответ Исполнителя на претензионное обращение от 24 ноября 2022 г. По существу ответа Исполнитель отказывается продлить срок проведения государственной экспертизы. К сожалению, обратиться в Арбитражный суд, с требованием о наложении на Исполнителя обязанности продлить сроки проведения государственной экспертизы в данном случае было нецелесообразным. Главная цель Подрядчика-исполнение Контракта надлежащим образом, в установленные Заказчиком сроки. Длительные судебные разбирательства ускорению Работ не способствовали.
Оказавшись в ситуации, когда для дальнейшего исполнения Контракта необходимо заключить договор на проведение государственной экспертизы, а в свою очередь для заключения договора необходимо создание BIM-модели, создание которой было невозможным в связи с тем, что лицензионное программное обеспечение на территорию Российской Федерации не поставлялось по заверениям проектировщиков Подрядчик был вынужден искать выходы из сложившейся ситуации.
Так, 13 декабря 2022 г., Подрядчиком в адрес Заказчика, направлено предложение о заключении дополнительного соглашения, согласно которому Подрядчик разъясняет все обстоятельства и предлагает исключить из контракта формат Информационной Модели - BIM-модель.
Одновременно, пытаясь найти выход и исполнить свои обязательства по Контракту, 14 декабря 2022 г., Подрядчик, в рамках проработки иных замечаний Исполнителя, осуществил запрос о наличии компаний, способных изготовить BIM-модель в соответствии с требованиями Контракта у своего коммерческого партнера - ООО "Чуваштехкадастр". Согласно пояснениям коммерческого партнера, по имеющимся данным - разработчик необходимого программного обеспечения, прекратил свою деятельность и официальные поставки и обслуживание программного обеспечения на территории Российской Федерации.
В дальнейшем, по рекомендации коммерческого партнера, в рамках поиска разрешения ситуации с остановкой поставок Программного Обеспечения от разработчика на территории Российской Федерации, Подрядчик в связался с ООО "СИСОФТ НН". По итогам телефонных переговоров, 15 декабря 2022 г., компания дополнительно сообщила о том, что приобретаемые ранее лицензии на программы перестанут работать и предложил заместить Программное Обеспечение программой NanoCad, что не соответствовало требованиям Контракта.
16 декабря 2022 г., Заказчиком в адрес Подрядчика направлено требование об окончании проведения Работ и предоставлении положительного заключения экспертизы.
К сожалению, предложение Подрядчика Заказчиком проигнорировано и оставлено без ответа.
С 22 декабря 2022 г., Autodesk Inc. - отделение на территории Российской Федерации - ООО "АУТОДЕСК (СИ-АЙ-ЭС)", официально уже находилось в стадии ликвидации юридического лица.
Таким образом, Подрядчик оказался в тех условиях, когда дальнейшее Исполнение Контракта было невозможным.
17 января 2023 г., Заказчиком в Единой Информационной Системе, размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик, оказавшись в безвыходной ситуации, повторно предложил Заказчику внести изменения в Контракт, чтобы дать Подрядчику возможность продолжить проведение Работ, которое также Заказчиком проигнорировано.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (далее - ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ"), находящемся по адресу: 428903, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Ш. Вурнарское, д. 10, помещ. N4 (ИНН: 2129022519, ОГРН: 1022101289154), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 9 февраля 2023 г. N 021/10/104-52/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023