Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в присутствии представителей заказчика - Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Сикорской Е.А. по доверенности от 29.12.2022, Якунина Д.В. по доверенности от 29.12.2022,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Машины и Механизмы" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Машины и Механизмы" (далее также - ООО "Машины и Механизмы", Общество) и материалы дела N027/06/106-110/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Машины и Механизмы" (далее - заявитель) на действия заказчика - Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку бульдозера (Извещение N 0122300023123000001).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление заказчиком описания объекта закупки (технического задания) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно: установленные заказчиком характеристики и в частности "Тип трансмиссии - гидростатическая" подходят только под одну модель бульдозера D9 производства ООО "ДСТ-Урал". Аналогичные бульдозеры с эквивалентными характеристиками отсутствуют, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0122300023123000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 25.01.2023.
Объект закупки: поставка бульдозера.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 464 580,00 рублей.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 02.02.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.02.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.02.2023 N 0122300023123000001, в ходе осуществления закупки поступило 4 заявки, из которых 3 заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, заявка заявителя (заявка N 4) отклонена закупочной комиссией на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе (Несоответствие информации, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ. В соответствии с описанием объекта закупки извещения об осуществлении закупки (III ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ), установлено требуемое значение показателей (характеристик): п. 4.1. Тип трансмиссии: Гидростатическая, в заявке представленной участником, указано: Гидромеханическая).
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки участников спорной закупки и мотивированный отзыв, в соответствии с которым полагает доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-110/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивален" либо при условии несовместимости товаров, на 2022-53 которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Правила N 145).
Согласно п. 1 Правил N145 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 Правил N 145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, 2022-53 качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. Пунктом 6 Правил N 145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из приведенных положений Закона N 44-ФЗ, Правил N 145 следует, что заказчик обязан применять позиции КТРУ в части описания объекта закупки, при этом заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в случае необходимости, однако в документацию необходимо включить обоснование необходимости использования такой информации (дополнительных характеристик).
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка бульдозера. Согласно извещению, заказчиком определен объект закупки как: 28.92.21.000-00000002 "Бульдозер". Каталог товаров, работ, услуг содержит обязательную для применения позицию: - 28.92.21.000-00000002 с наименованием "Бульдозер", содержащую описание объекта закупки, в том числе характеристику: тип трансмиссии (гидромеханическая, гидростатическая, механическая, электромеханическая). Включено в КТРУ с 22.04.2021, обязательное применение с 22.05.2021 - бессрочно.
Как установлено материалами дела, заказчиком установлены характеристики поставляемого товара в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг, при этом установленная характеристика обусловлена потребностью заказчика: гидростатическая трансмиссия превосходит в производительности гидромеханику примерно на 10-20 процентов в зависимости от внешних условий и производственных задач, жалоба в этой части является необоснованной.
Относительно довода об ограничении числа участников закупки необходимо отметить, что наличие единственного производителя транспортного средства со спорной характеристикой само по себе не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом аукциона является поставка техники, а не его изготовление. Следовательно, участником закупки может выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить необходимую технику, отвечающую требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Извещение о проведении электронного аукциона не содержит ограничений возможности участия в аукционе только производителей, т.е. любой участник закупки может предложить к поставке товар собственного производства либо купить такой товар у иных производителей.
Производитель, подающий заявку на участие в аукционе на поставку, рассматривается как потенциальный поставщик и находится в абсолютно равных правах с другими претендентами.
Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемой характеристикой не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки, жалоба в этой части также является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Машины и Механизмы" на действия заказчика - Администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку бульдозера (Извещение N 0122300023123000001) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 февраля 2023 г. N 7-1/10
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023