Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконферец-связи ИП Тожибаева З.П. на положение извещения о проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию парков, скверов, тротуаров, мостов в ГП "Остров" в 2023-2024 годах (номер извещения: 0157300000323000006) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.01.2023 Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ по содержанию парков, скверов, тротуаров, мостов в ГП "Остров" в 2023-2024 годах (номер извещения: 0157300000323000006).
Извещение N 0157300000323000006 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.01.2023 16:06.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 800 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06.02.2023 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2023 NИЭА1 на участие в аукционе подано 4 (четыре) заявки, все признаны соответствующими извещению о проведении аукциона.
05.02.2023 (вх.N489-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 09.02.2023 в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 489-ЭП/23 от 05.02.2023).
Заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571.
Представители Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.N 444 от 07.02.2023, в материалах дела):
При выполнении работ, предусмотренных проектом контракта, по содержанию парков скверов, тротуаров и мостов в ГП "Остров" дополнительная квалификация подрядчика и штата его сотрудников не требуется, данные работы не попадают под требования Градостроительного кодекса РФ.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее нарушение:
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 2571).
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению N2571 при осуществлении закупки, объектом которой является выполнение работ услуг по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к ее участникам предъявляются дополнительные требования о наличии опыта у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в перечень закупаемых в рамках рассматриваемого аукциона работ, в том числе входят следующие виды работ:
- содержание в надлежащем состоянии в зимний и летний период тротуаров, парковых дорожек (подметание, уборка мусора, снега, посыпка);
- содержание малых архитектурных форм;
- уборка тротуаров, парков, скверов, автобусных остановок летний период;
- уборка снега вручную, снег рыхлый с тротуаров, дорожек, автобусных остановок;
- уборка снега с тротуаров плужными снегоочистителями;
- посыпка тротуаров, дорожек вручную;
- противогололедные материалы;
- перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих из карьера на расстояние до 6,0 км;
- уборка, перевозка, размещение на полигоне смет с участков, листья, мусор;
- установка брусьев при ремонте скамеек;
- ручная побелка деревьев в возрасте старше 5 лет;
- шпатлевка ранее окрашенных фасадов под окраску перхлорвиниловыми красками простых с земли и лесов.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 3.23 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
В целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов (далее - благоустройство территорий) Приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 N 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов.
В описании объекта закупки, Заказчик установил, что при выполнении работ Подрядчик руководствуется в том, числе Правилами благоустройства территории городского поселения "Остров", утвержденные Решением Собрания депутатов городского поселения "Остров" от 20.07.2022 N78 (далее - Правила).
Объектами благоустройства согласно данных Правил является, в том числе территории различных функциональных назначений, на которых осуществляется деятельность по благоустройству (районы, микрорайоны, кварталы и иные элементы планировочной структуры населенного пункта; площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных скверы, бульвары, парки, территории, прилегающие к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам (далее - дворовые территории).
Элементами благоустройства согласно данных Правил является, в том числе декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), остановочные павильоны, уличное коммунально бытовое системы наружного освещения, водные устройства, игровое и спортивное оборудование, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, рекламные конструкции, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, работы по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования (парков, скверов, тротуаров, мостов), в том числе перечисленные в описании объекта закупки, относятся к благоустройству территорий.
При этом, частями 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок Заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Исходя из вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части не установления дополнительных требований к участникам закупки, что содержит признаки административного правонарушения по части 1 .4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица уполномоченного органа, разместившего извещение о проведении электронного аукциона с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 10 февраля 2023 г. N 060/06/31-34/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023