Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года г. Ярославль
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой камеральной (выборочной) проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, члены Инспекции - начальник отдела контроля органов власти и рекламы <...>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Радиосвязь-Маяк" (далее также - ООО "Радиосвязь-Маяк"), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>,
заказчик, государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова" (далее также - ГУК ЯО ТЮЗ), представителя не направил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев обращение ООО "Радиосвязь-Маяк" на действия заказчика, ГУК ЯО ТЮЗ, при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на монтаж слаботочных инженерных систем здания Ярославского театра юного зрителя, расположенного по адресу: гор. Ярославль, ул. Свободы, д.23, включая экспертизу проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости в государственном автономном учреждении Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве", размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03712000065202200016) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказами Ярославского УФАС России от 10.01.2023 N 15/23, от 23.01.2023 N 25/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступило обращение ООО "Радиосвязь-Маяк" на действия заказчика, ГУК ЯО ТЮЗ, при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на монтаж слаботочных инженерных систем здания Ярославского театра юного зрителя, расположенного по адресу: гор. Ярославль, ул. Свободы, д.23, включая экспертизу проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости в государственном автономном учреждении Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве", размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03712000065202200016).
Заявитель считает, что заказчик неправомерно отказался от заключения контракта с ООО "Радиосвязь-Маяк" по итогам вышеуказанной закупки.
Заказчик с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
Пунктом 1 Постановления Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п "Об утверждении Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (далее - Постановления Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п) заказчикам Ярославской области постановлено использовать государственную информационную систему "Государственные закупки Ярославской области" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ярославской области в случаях, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупки малого объема), пунктом 11 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком, ГУК ЯО ТЮЗ, в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" 21.12.2022 размещена закупка N 03712000065202200016 на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на монтаж слаботочных инженерных систем здания Ярославского театра юного зрителя, расположенного по адресу: гор. Ярославль, ул. Свободы, д.23, включая экспертизу проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости в государственном автономном учреждении Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве".
Начальная (максимальная) цена контракта 598 000,00 рубля.
В соответствии с информацией, размещенной по закупке N 03712000065202200016, датой окончания срока подачи ценовых предложений является 23.12.2022 10:00:00.
До окончания срока подачи ценовых предложений поступило 5 заявок с ценовыми предложениями, в том числе 2 от заявителя:
- от ООО "Радиосвязь-Маяк" 22.12.2022 15:53:03 с ценовым предложением 590 000 руб.;
- от ООО "ЭЛЬМА" 23.12.2022 07:02:34 с ценовым предложением 567 000 руб.,
- от ООО "АВМ-СЕРВИС" 23.12.2022 09:59:44 с ценовым предложением 497 000 руб.,
- от ООО "КВАНТ" 23.12.2022 09:59:23 с ценовым предложением 490 000 руб.,
- ООО "Радиосвязь-Маяк" 23.12.2022 09:57:40 с ценовым предложением 323 232 руб.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области", утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п (далее - Порядок), по истечении срока подачи ценовых предложений в ГоИС "Госзакупки ЯО" автоматически формируется протокол результата запроса цен закупки малого объема с присвоением ценовым предложениям порядковых номеров от самого низкого к самому высокому предложению с учетом времени подачи ценовых предложений в соответствии с пунктом 2.5 данного раздела Порядка.
Согласно протоколу запроса цен по закупке N 03712000065202200016 от 23.12.2022 первый порядковый номер присвоен ООО "Радиосвязь-Маяк", подавшему наилучшее ценовое предложение (323 232 руб.).
Исходя из пункта 3.2 Порядка при наличии ценовых предложений контракт заключается в электронной форме на условиях, указанных в ГоИС "Госзакупки ЯО", с победителем закупки.
В течение 1 рабочего дня с даты размещения протокола результата запроса цен заказчик формирует и направляет победителю закупки посредством ГоИС "Госзакупки ЯО" проект контракта (пункт 3.3 Порядка).
Вместо проекта контракта заказчиком в адрес победителя, ООО "Радиосвязь-Маяк", было направлено письмо, в соответствии с которым заказчик сообщает, что принял решение об отказе заключения контракта с ООО "Радиосвязь-Маяк", на основании того, что последний не соответствует требованию пункта 5 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.).
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что в случае осуществления закупки в соответствии с абзацем четвертым пункта 1.4 раздела 1 Порядка заказчик вправе отказаться от заключения контракта, если победитель закупки представил недостоверные сведения о своем соответствии требованиям частей 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
Инспекция Ярославского УФАС России, проанализировав данный отказ заказчика от заключения контракта, пришла к выводу о том, что последний является неправомерным на основании следующего.
Во-первых, возможность отказа предусмотрена только для закупок, поименованных в абзаце четвертым пункта 1.4 раздела 1 Порядка (осуществление закупок в случае принятия комиссией по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области", решения, определяющего особенности и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассматриваема закупка проводилась на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что следует в том числе из преамбулы проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью закупки N 03712000065202200016.
Во-вторых, заказчиком в подтверждение несоответствия ООО "Радиосвязь-Маяк" требованию по пункту 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ представлена распечатка из интернет-сервиса https://service.nalog.ru/bi.do, размещенного на сайте ФНС России.
В указанной распечатке содержится информация о том, что имеются решения о приостановлении операций по счетам; код основания 03 (обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
Данная распечатка никаким образом не подтверждает, что у ООО "Радиосвязь-Маяк" имелись недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не доказан факт возможности отказаться от заключения контракта с победителем закупки по итогам проведения закупки, осуществленной в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на основании того, что победитель не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, заказчиком не доказан факт наличия у ООО "Радиосвязь-Маяк" недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Инспекция Ярославского УФАС России считает, что заказчик неправомерно (без наличия неопровержимых доказательств) отказался от заключения контракта с ООО "Радиосвязь-Маяк" тем самым допустил нарушение пункта 3.5 Порядка.
Допущенное заказчиком нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
1. Признать заказчика, государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова" (ИНН 7604057919, ОГРН 1027600691656), нарушившим пункт 3.5 Порядка использования государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области", утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 28.09.2017 N 732-п, при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на монтаж слаботочных инженерных систем здания Ярославского театра юного зрителя, расположенного по адресу: гор. Ярославль, ул. Свободы, д.23, включая экспертизу проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости в государственном автономном учреждении Ярославской области "Государственная экспертиза в строительстве", размещенной в электронном магазине закупок малого объема на сайте государственной информационной системы "Государственные закупки Ярославской области" (номер закупки N 03712000065202200016).
2. Не выдавать заказчику, государственное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский государственный театр юного зрителя имени В.С. Розова" (ИНН 7604057919, ОГРН 1027600691656), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения, поскольку на дату проведения проверки заказчиком заключен контракт.
3. Передать материалы проверок уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководитель Инспекции <_>
Члены Инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 февраля 2023 г. N 13П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023