Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок <_>, членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы <_>, заместителя начальника отдела контроля закупок <_>,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" (далее также - ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", общество) - обеспечил личное участие в рассмотрении сведений директора <_>, <_> (после перерыва);
заказчик - муниципальное общеобразовательное учреждение "Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского" Ярославского муниципального района (далее также - МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, заказчик) - обеспечил личное участие в рассмотрении сведений директора <_> (до перерыва);
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР в отношении ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку соблюдения заказчиком, МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, порядка расторжения контракта N 2 от 28.12.2020 на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт) (извещение N 0171300000220000082), заключенного с ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 01.02.2023 N 41/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 2 от 28.12.2020 на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт) (извещение N 0171300000220000082).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 13.11.2020 размещено извещение N 0171300000220000082 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт).
В соответствии с протоколом N04-20/эк подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 1612.2020 принято решение о заключении контракта с ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС".
28.12.2020 заказчик МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, и ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" заключили контракт N 2 на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт) (далее - контракта N 2 от 28.12.2020, Контракт).
Пунктом 2.1 раздела 2 Контракта предусмотрено, что предметом настоящего Контракта является выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.
Срок действия контракта: 7 лет (84 месяца) с даты заключения контракта (пункт 3.1 раздела 3 Контракта).
В соответствии с пунктом 11.2.1 раздела 11 Контракта Заказчик обязан до даты заключения Контракта обеспечить соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. В случае невыполнения Заказчиком указанных требований или норм Стороны действуют в соответствии с порядком, установленным в пункте 4.2 настоящего Контракта.
Исходя из пунктов 11.4.1, 11.4.5, 11.4.6, 11.4.11 раздела 11 Контракта Подрядчик обязан:
- своевременно и надлежащим образом осуществлять энергосберегающие мероприятия в соответствии с условиями настоящего Контракта и требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечить достижение плановых показателей экономии тепловой энергии;
- обеспечивать надлежащие условия для осуществления Заказчиком текущей деятельности, соответствующие законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
- уведомлять Заказчика о событиях и обстоятельствах, которые могут оказать негативное влияние на ход, качество, сроки осуществления энергосберегающих мероприятий, или на недостижение плановых показателей экономии тепловой энергии, а также в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, по мере выявления указанных обстоятельств;
- обеспечивать согласованные Сторонами режимы и условия использования энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 12.3 раздела 12 Контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий отступления от требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований технических регламентов при осуществлении энергосберегающих мероприятий.
Согласно подпункту 12.5.2 раздела 12 Контракта Подрядчик не несет ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по осуществлению энергосберегающих мероприятий по вине ресурсоснабжающих организаций, взаимодействие с которыми необходимо для реализации и (или) приемки соответствующих энергосберегающих мероприятий.
Приложением N 5 к Контракту установлено, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.), в течение отопительного периода в учебное время есть необходимость поддерживать температуру не ниже 18 °C (п.6.2). Во внеучебное время (выходные, праздничные дни, а также в ночное время) при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C (п.6.3).
Данный СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утратил силу с 01.01.2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28.
Взамен данному СанПин были введены в действия СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.4.3648-20 в помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Согласно пункту 98 СанПиН 1.2.3685-21 допустимые величины параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи изложены в таблице 5.34. При оценке допустимой температуры воздуха учитывают следующее:
- диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года;
- в теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28 °C, нижняя граница идентична холодному периоду года;
- при отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.
Таблица 5.34.
Наименование помещения |
Допустимая (температура воздуха (°C) |
Относительная влажность воздуха, % |
Скорость движения воздуха, м/с (не более) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Организации для детей до 7 лет | |||
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей до 3-х лет |
22 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей от 3-х до 7-ми лет |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Спальные |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Туалетные для детей до 3-х лет |
22 - 24 |
- |
0,1 |
Туалетные для детей от 3-х до 7-ми лет |
19 - 21 |
- |
0,1 |
Физкультурный зал |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Музыкальный зал |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Душевая (ванная комната) |
24 - 26 |
- |
0,1 |
Раздевальная в групповой ячейке |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Кабинет для индивидуальных занятий с детьми (логопед, психолог) и (или) кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Прогулочные веранды (не менее) |
12 |
- |
- |
Отапливаемые переходы (не менее) |
15 |
- |
0,1 |
Дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Организации для детей старше 7 лет и молодежи | |||
Жилые комнаты |
20 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Спальные помещения |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Помещения для отдыха и игр |
20 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Учебные помещения, кабинеты, аудитории |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
18 - 24 |
55 - 62 |
0,1 |
Мастерские, кабинеты кулинарии и домоводства в общеобразовательных организациях, ПОО, организациях дополнительного образования |
18 - 20 |
40 - 60 |
0,1 |
Помещение для самоподготовки |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Рекреации |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Актовый (концертный) зал |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Столовая |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Спортивный зал |
18 - 20 |
40 - 60 |
0,1 |
Зал для занятий лечебной физической культурой |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Душевая (ванная комната) |
24 - 26 |
- |
0,1 |
Туалетная |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Комната гигиены девочек |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Помещение для стирки и сушки вещей, глажения и чистки одежды |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Кабинет для индивидуальных занятий с детьми |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Гардероб, вестибюль |
18 - 24 |
- |
0,1 |
Таким образом, исходя из условия рассматриваемого Контракта ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" после заключения Контракта обязано своевременно и надлежащим образом осуществлять энергосберегающие мероприятия и обеспечить достижение плановых показателей экономии тепловой энергии с обеспечением соблюдения всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.
Инспекцией Ярославского УФАС России установлены следующие фактические обстоятельства.
Заказчиком в ноябре 2022 года выявлены нарушения температурного режима в помещениях МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, что подтверждается контроля микроклимата в помещениях дошкольных групп МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР от 07.11.2022, 11.11.2022, 30.11.2022.
Также с целью фиксации данных нарушений независимой организацией заказчиком был заключен договор N 3310 на проведение производственного контроля МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР от 10.11.2022 с ООО "Центр подготовки и оценки условий труда "Знание".
По договору N 3310 на проведение производственного контроля МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР от 10.11.2022 измерения производились 14.11.2022 с 08:00-17:00; в соответствии с протоколом измерения параметров микроклимата N 146 (3310)М от 18.11.2022 зафиксированы температурные режимы ниже, предусмотренных вышеуказанными СанПиН.
Нарушение температурных режимов также зафиксированы в декабре 2022 года, что подтверждается жалобами родителей, служебными записками сотрудников МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР.
Также с целью фиксации данных нарушений независимой организацией заказчиком был заключен договор N 3339 на проведение производственного контроля МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР от 07.12.2022 с ООО "Центр подготовки и оценки условий труда "Знание".
По договору N 3339 на проведение производственного контроля МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР от 07.12.2022 измерения производились 07.12.2022 с 08:00-17:00; в соответствии с протоколом измерения параметров микроклимата N 158 (3339)М от 07.12.2022 зафиксированы температурные режимы ниже, предусмотренных вышеуказанными СанПиН.
09.12.2022 в адрес подрядчика заказчиком было направлено письмо (исх. N 205 от 09.12.2022) с требованием о принятии срочных мер по устранению грубых нарушений температурного режима.
12.12.2022 в ответ на вышеуказанное письмо подрядчик направил письмо (исх. N 839 от 12.12.2022), в котором не согласился с доводами, изложенными в письме заказчика.
21.12.2022 заказчиком в адрес подрядчика повторно было направлено письмо (исх. N 221 от 21.12.2022) с требованием о принятии срочных мер по устранению грубых нарушений температурного режима.
23.12.2022 комиссией в составе начальника управления образования администрации ЯМР, директора МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, директора ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" был проведен контроль в помещениях заказчика (дошкольные группы), в ходе которого было установлено несоответствие температурных режимов нормативам и принято решение об отключении оборудования, установленного подрядчиком на тепловых сетях заказчика.
На основании вышеизложенного, заказчиком сделан вывод о том, что подрядчиком ненадлежащим образом исполняются обязательства по контракту, а именно: подрядчик осуществляет энергосберегающие мероприятия и обеспечивает достижение плановых показателей экономии тепловой энергии без обеспечения соблюдения всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, заказчиком инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из пункта 14.9 раздела 14 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут и изменен в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
"Заказчик" вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии оплаты "Подрядчику" фактически понесенных им расходов в следующих случаях:
- "Подрядчик" оказывает услуги, ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для "Заказчика" срок;
- "Подрядчик" не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, либо в ходе оказания услуг стало очевидно, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленный контрактом срок (пункт 14.9.1 раздела 14 Контракта).
Рассматриваемый контракт относится к договорам возмездного оказания услуг.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской (далее - ГК РФ) общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
18.01.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2 от 28.12.2020 (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
18.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе (раздел ЕИС "Реестр контрактов", реестровая запись контракта 3762702899221000001, подраздел реестровой записи контракта "Решение об одностороннем отказе"), соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 18.11.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено (поскольку нарушения, допущенные подрядчиком являются существенными и неустранимыми).
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 31.01.2023.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 2 от 28.12.2020, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" 06.02.2023 в 14 часов 00 минут на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России явку представителей обеспечило, представило письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 2 от 28.12.2020, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта.
Исходя из пояснения подрядчика, последний не согласен с тем, что именно его действия привели к нарушению температурных режимов в помещениях заказчика на основании следующего.
Во-первых, 29.12.2022 ООО "ТЭС" в адрес заказчика был направлен акт N 23 о достигнутой экономии за декабрь 2022; данный акт был утвержден заказчиком, и по нему произведена оплата. В данном акте указано, что стороны подтверждают, что в процессе исполнения контракта был достигнут оговоренный размер экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении, а также подтверждают отсутствие взаимных претензий.
Оказанные услуги по экономии тепловой энергии за ноябрь 2022 г. (акт N 22 от 13.12.2022) были также приняты заказчиком без каких-либо замечаний и оплачены в полном объеме.
Таким образом, все обязательства по контракту по состоянию на 31.12.2022 ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" исполнило в полном объеме, что подтверждается актами о достигнутой экономии тепловой энергии за ноябрь и декабрь 2022, утвержденными и оплаченными заказчиком.
Во-вторых, при совместном замере 23.12.2022 микроклимата и фиксации параметров теплоносителя с составлением соответствующих актов по мнению подрядчика выявлены нарушения не со стороны ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", а со стороны ресурсоснабжающей организации (ООО "Муниципальные коммунальные системы"): 23.12.2022 осуществляла поставку теплового ресурса с нарушением параметров качества (при фактическом расходе теплоносителя 5,6 т/ч (вместо 3,73 т/ч), по графику должна была осуществляться подача теплоносителя с температурой 70оС, а поставлялась 61оС, т.е. на 13 % меньше).
В связи с чем, подрядчик считает, что у заказчика отсутствовали основания для принятия со своей стороны решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2 от 28.11.2020, поскольку заказчиком приняты и оплачены акты за ноябрь, декабрь 2022 года, заказчиком не доказан факт вины подрядчика в нарушении температурных режимов в помещениях заказчика.
Вместе с тем Инспекция Ярославского УФАС России, ознакомившись с позицией представителей ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" во взаимосвязи с представленными документами не рассматривает доводы общества в качестве отсутствия нарушений со стороны подрядчика обязательств по контракту в силу следующего.
По первому доводу.
В соответствии с пунктом 9.1 раздела 9 Контракта расчеты по Контракту осуществляются по завершении каждого отчетного периода (полный календарный месяц, далее - отчетный период) до момента окончания срока его действия согласно пункту 3.1 настоящего Контракта. Оплата по настоящему Контракту производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании подписанного Сторонами Акта о достигнутой экономии тепловой энергии по энергосервисному контракту (Приложение N 2 к Контракту).
Оплата по Контракту осуществляется исходя из размера фактически достигнутой экономии в натуральном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения Контракта.
Таким о бразом, подписанные сторонами акты N 22 от 13.12.2022, N 23 от 29.12.2022 подтверждают только то, что подрядчиком в ноябре и декабре 2022 года достигнута экономия тепловой энергии по энергосервисному контракту; данные акты не подтверждают, что подрядчиком при достижении данной экономии соблюдены все установленные санитарно-гигиенические и технические требования по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.
По второму доводу.
Как уже было указано выше по тексту настоящего решения подрядчик обязан:
- обеспечивать надлежащие условия для осуществления Заказчиком текущей деятельности, соответствующие законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
- обеспечивать согласованные Сторонами режимы и условия использования энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 12.3 раздела 12 Контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий отступления от требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований технических регламентов при осуществлении энергосберегающих мероприятий.
Согласно подпункту 12.5.2 раздела 12 Контракта Подрядчик не несет ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по осуществлению энергосберегающих мероприятий по вине ресурсоснабжающих организаций, взаимодействие с которыми необходимо для реализации и (или) приемки соответствующих энергосберегающих мероприятий.
Соответственно, именно на подрядчике лежит обязанность по обеспечению температурных режимов в помещениях заказчика, при этом подрядчик освобождается от ответственности в случае недостижения им экономии по вине ресурсоснабжающей организации (подача теплоносителя с температурой ниже установленной по нормативам).
Вместе с тем, как установлено Инспекцией Ярославского УФАС России подрядчик не обеспечил надлежащий температурный режим в помещениях заказчика.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" в рамках контракта N 2 от 28.12.2020 нарушил существенные условия контракта, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от общества), повлекших за собой невозможность оказания требуемых заказчику услуг, ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" ни заказчику, ни Инспекции не представило, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении общества при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в нарушении температурного режима в образовательном учреждении: жалобах родителей обучающихся, повышением уровня заболеваемости учащихся и учителей, то есть нарушение ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" условий контракта в данном случае повлекло угрозу причинения вреда жизни и здоровью в том числе социально-незащищенной категории населения - детей.
Характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР, порядка расторжения контракта N 2 от 28.12.2020, заключенного с ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным общеобразовательным учреждением "Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского" Ярославского муниципального района (ИНН 7627028992, ОГРН 1057602599449) в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" (ИНН 7606112298, ОГРН 1177627005930, КПП 760601001, адрес: 150044, Ярославская область, г Ярославль, пр-кт Октября, д. 84а, офис 2; директор и единственный учредитель <_> (ИНН <_>) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным общеобразовательным учреждением "Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского" Ярославского муниципального района, порядка расторжения контракта N 2 от 28.12.2020 на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт) (извещение N 0171300000220000082), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным общеобразовательным учреждением "Леснополянская начальная школа им. К.Д. Ушинского" Ярославского муниципального района, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены Инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 февраля 2023 г. N 05-03/33П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023