рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона N зз-01127-2023 "Лечебные смеси" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000209, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
01.02.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N800/23).
Согласно жалобе, описание объекта закупки не соответствует требованиям действующих стандартов (по характеристикам осмолярности, содержанию лактозы в граммах (при этом действующие регламенты не предусматривают измерение содержания лактозы в граммах), содержанию лактозы в 100 мл готовой смести (не менее 95%, при этом регламентом предусмотрено не менее 40%), содержанию пребиотиков в диапазоне 0,5-0,8 г на 100 мл готовой смеси (при этом допускается содержание пребиотиков до 0,8 г на 100 мл готовой смеси), содержанию DHA&ARA в соотношении 1:1, содержанию нуклеотидов (при этом содержание нуклеотидов не нормируется для полных гидролизатов). Характеристика содержания DHA&ARA в соотношении 1:1 товар соответствует товару только одного производителя ("Малютка Комфорт Про" производства компании "Nutricia"), характеристики содержания лактозы (не менее 95% от общего количества углеводов) и количества пребиотиков товар соответствует товарам двух производителей (компаний "Humana" и "Nutricia", при этом товары производства компании "Humana" нельзя найти в продаже на территории РФ), характеристика содержания нуклеотидов соответствует товару одного производителя (компании "Nutricia").
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
На заседании Комиссии представитель Заказчика и представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласились и пояснили, что описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона полностью соответствует как Закону о контрактной системе, так и объективным потребностям Заказчика, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено. Поступило две заявки на участие в Аукционе, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции при проведении Аукциона. При этом довод Заявителя о том, что под описание объекта закупки подходят товары единственного производителя, является необоснованным и противоречит информации, размещенной в сети "Интернет", а также сведениям, представленным в заявках на участие в Аукционе, в которых участники Аукциона предложили к поставке товары различных производителей, данные заявки признаны соответствующими установленным требованиям.
На заседании Комиссии представитель ИП Гейбель С.В. с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и Уполномоченного учреждения и пояснил, что описание объекта закупки соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе, препятствий к подаче заявки на участие в Аукционе не установлено.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
25.01.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 995 712,74 рублей.
02.02.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 06.02.2023, поступило две заявки на участие в Аукционе, признанные соответствующими установленным требованиям.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям действующих стандартов (по характеристикам осмолярности, содержанию лактозы в граммах (при этом действующие регламенты не предусматривают измерение содержания лактозы в граммах), содержанию лактозы в 100 мл готовой смести (не менее 95%, при этом регламентом предусмотрено не менее 40%), содержанию пребиотиков в диапазоне 0,5-0,8 г на 100 мл готовой смеси (при этом допускается содержание пребиотиков до 0,8 г на 100 мл готовой смеси), содержанию DHA&ARA в соотношении 1:1, содержанию нуклеотидов (с учетом того, что содержание нуклеотидов не нормируется для полных гидролизатов), Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона предусмотрено, что объектом закупки являются смеси для детей, в том числе, со следующими показателями:
- по п. 1 приложения N1 (смесь безлактозная для детского питания с 0 месяцев) - Осмолярность на 100 грамм сухой смеси (значение - не более 185 мОсм/л) (по данному показателю Заказчиком предоставлены пояснения, согласно которым данный показатель включен в целях недопущения нанесения вреда здоровья несовершеннолетних пациентов, а именно вреда для слизистой оболочки и почек), при этом по данной позиции выбран код КТРУ 10.86.10.195-00000001, не предусматривающий показатели, обязательные для применения,
- по п. 2 приложения N1 (смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения) - содержание лактозы в 100 мл готовой смеси (значение - не менее 5 г) (в извещении указано обоснование использование дополнительного показателя, не предусмотренного выбранным кодом КТРУ 10.86.10.191-00000007 - для правильного формирования микробиоценоза кишечника, а также поддержания баланса кишечной микрофлоры),
- по п. 3 приложения N1 смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения) - содержание DHA & ARA (значение - соотношение 1:1) (в извещении указано обоснование использования дополнительного показателя, не предусмотренного выбранным кодом КТРУ 10.86.10.191-00000007 - для противоинфекционного эффекта, снижения частоты острых респираторных инфекций, бронхитов/бронхиолитов, среднего отита и синусита в течение первых трех лет жизни детей. Для улучшения остроты зрения у детей на первом году жизни),
- по п. 4 приложения N1 (смесь на основе гидролизованного белка для детского питания) - содержание лактозы в 100 мл готовой смести (значение - не менее 95% от общего количества углеводов) (в извещении указано обоснование использования дополнительного показателя - улучшение усвоения минеральных веществ и состояние микрофлоры детского кишечника, улучшает пассаж смеси по желудочно-кишечному тракту ребенка), содержание пребиотиков в 100 мл готовой смеси (значение - не менее 0,5 и не более 0,8 г) (в извещении указано обоснование использования дополнительного показателя, не предусмотренного выбранным кодом КТРУ 10.86.10.192-00000002 - помощь в росте полезных бифидобактерий, влияют на работу иммунной системы, снижают риск появления аллергии (профилактика дисбактериоза),
- по п. 5 приложения N1 (смесь на основе гидролизованного белка для детского питания) - содержание нуклеотидов в 100 мл готовой смеси (значение - не менее 0,1 и не более 3,5 мг) (в извещении указано обоснование использования дополнительного показателя, не предусмотренного выбранным кодом КТРУ 10.86.10.192-00000003 - для роста и развития детей, особенно это важно для тканей, характеризующихся интенсивным ростом (лимфоидная ткань, слизистая оболочка ЖКТ)),
- по п. 6 приложения N1 (смесь для детского питания на основе аминокислот) - содержание нуклеотидов в 100 мл готовой смеси (значение - не менее 0,5 мг) (в извещении указано обоснование использования дополнительного показателя, не предусмотренного выбранным кодом КТРУ 10.86.10.191-00000004 - для создания оптимальной концентрации липопротеидов высокой плотности и липопротеидов очень низкой плотности, для созревания желудочно-кишечного тракта).
В соответствии с действующими регламентами, характеристика осмолярности лечебных смесей не нормируется, что подтверждается Заявителем, следовательно, установление в п. 1 приложения N1 извещения о проведении Аукциона показателя осмолярности не противоречит действующему законодательству, при этом, как указано выше, Заказчиком предоставлены пояснения о причинах включения данного показателя в описание объекта закупки, со стороны Заявителя не представлено мотивированных возражений на данное пояснение, а также доказательств, опровергающих пояснения Заказчика.
Установление в п. 2 приложения N1 извещения о проведении Аукциона показателя о содержании лактозы в г/100 мл имеет обоснование использования данного дополнительного показателя, не предусмотренного кодом КТРУ, при этом тот факт, что в приложении N3 к ТР ТС 027/2012 использована единица измерения г/л не свидетельствует о нарушении ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с возможностью перевода содержания лактозы в условные единицы, предусмотренные в приложении N1 к извещению. Со стороны Заявителя не представлено доказательств невозможности осуществления такого перевода.
Установление в п. 3 приложения N1 извещения о проведении Аукциона показателя содержания кислот DHA & ARA в соотношении 1:1 имеет обоснование использования данного дополнительного показателя, не предусмотренного кодом КТРУ, при этом соотношение кислот в указанном соотношении, как следует из представленных доказательств и информации в сети "Интернет", не является специфической характеристикой какого-либо конкретного производителя лечебных смесей.
Установление в п. 4 приложения N1 извещения о проведении Аукциона показателя содержания лактозы со значением не менее 95% не противоречит положениям действующих регламентов (в том числе, ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 027/2012) и имеет обоснование использования данного дополнительного показателя.
Установление в п. 5 и п. 6 приложения N1 извещения о проведении Аукциона показателя о содержании нуклеотидов имеет обоснование использования данных показателей, кроме этого, сам Заявитель пояснил, что в настоящее время действующие регламенты не нормируют значение показателей нуклеотидов.
Заказчик, формируя требования к характеристикам закупаемого товара, определяет их с учетом специфики деятельности и имеющейся потребности в закупке определенного товара с целью качественного оказания медицинской помощи и исключения дополнительных необоснованных расходов, что не может рассматриваться как ограничение количества участников аукциона (Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2021 по делу NА05-1202/2020 и др.).
Таким образом, обжалуемые показатели описания объекта закупки извещения о проведении Аукциона не противоречат действующему законодательству о контрактной системе и соответствуют объективным потребностям Заказчика - учреждения здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним пациентам.
Со стороны Заявителя не представлено достаточных доказательств, подтверждающих не соответствие обжалуемых показателей объективным потребностям Заказчика.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что характеристика содержания DHA&ARA в соотношении 1:1 товар соответствует товару только одного производителя ("Малютка Комфорт Про" производства компании "Nutricia"), характеристики содержания лактозы (не менее 95% от общего количества углеводов) и количества пребиотиков товар соответствует товарам двух производителей (компаний "Humana" и "Nutricia", при этом товары производства компании "Humana" нельзя найти в продаже на территории РФ), характеристика содержания нуклеотидов соответствует товару одного производителя (компании "Nutricia"), Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно соответствовать объективным потребностям заказчиков и не составляться под конкретного производителя товаров.
Как указано выше, в приложении N1 извещения о проведении Аукциона установлены, в том числе следующие показатели объекта закупки:
- по п. 3 приложения N1 смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения) - содержание DHA & ARA (значение - соотношение 1:1),
- по п. 4 приложения N1 (смесь на основе гидролизованного белка для детского питания) - содержание лактозы в 100 мл готовой смести (значение - не менее 95% от общего количества углеводов),
- по п. 6 приложения N1 (смесь для детского питания на основе аминокислот) - содержание нуклеотидов в 100 мл готовой смеси (значение - не менее 0,5 мг).
Согласно представленным Уполномоченным учреждением и Заказчиком доказательствам, а также согласно информации, размещенной в открытом доступе в сети "Интернет", по п. 3 приложения N1 извещения показатели соответствуют товарам производства нескольких производителей (в том числе, компаний "Nutricia", "Friso"), по п. 4 приложения N1 извещения показатели соответствуют товарам, в том числе компаний "Humana", "Nutricia", по п. 6 приложения N1 извещения показатели соответствуют товарам, в том числе компаний "Nutricia", "Dr.Schar Deutchland GmbH".
Мотивированных возражений либо достаточных доказательств, опровергающих вышеуказанный вывод, со стороны Заявителя не представлено.
Довод Заявителя о том, что товаров производства компании "Humana" (п. 4 приложения N1 извещения) в настоящее время нельзя найти в РФ также не подтвержден достаточными доказательствами и опровергается информацией, размещенной в сети "Интернет", а также фактом подачи заявки на участие в Аукционе с предложением товаров производства компании "Humana".
С учетом вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
При принятии настоящего решения учитывается, что Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе, не предоставил достаточных доказательств, подтверждающих реальность своих намерений участвовать в Аукционе, либо наличие объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе, в данной ситуации не имеется оснований полагать, что Заявитель не мог стать победителем по Аукциону в связи с наличием спорных положений извещения о проведении Ауцкиона, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, так как механизм защиты прав участников закупок путем рассмотрения жалоб должен применяться в случае действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов (данный вывод согласуется с п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N1 (2020)).
По смыслу ст. 105 Закона о контрактной системе, на Заявителя возложена обязанность подтвердить обоснованность доводов жалобы и предоставить в антимонопольный орган достаточные доказательства в подтверждение обоснованности жалобы, что опровергает просьбу Заявителя об истребовании Комиссией антимонопольного органа информации и документов у производителей лечебных смесей по вопросу производства товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещении о проведении Аукциона.
На участие в Конкурсе подано две заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении Аукциона.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Здоровье" на положения извещения о проведении электронного аукциона N зз-01127-2023 "Лечебные смеси" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000209) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7 февраля 2023 г. N 018/06/106-110/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023