Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Профессионалы Автоматизации" (далее - ООО "Профессионалы Автоматизации", Общество) - <_..>,
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Главного Управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Профессионалы Автоматизации" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 31 января 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Профессионалы Автоматизации" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 28 октября 2019 года на поставку электродвигателей N0334100005119000030_44887, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении ООО "Профессионалы Автоматизации" в Реестр.
ООО "Профессионалы Автоматизации" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС Росси, согласно которым оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку умысла об уклонении от исполнения Контракта не было.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 11 апреля 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134100008822000010 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (Услуги по сопровождению и приобретению программного обеспечения)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 363 400 руб..
Согласно "Протоколу подачи ценовых предложений от 19.04.2022 NЦПА1" на участие в закупке поступило 2 заявки. Минимальное ценовое предложение поступило от участника N 191 - 2 351 583 руб., тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
"Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2022 NИЭА1" заявка ООО "Профессионалы Автоматизации" признана соответствующей требованиям Извещения.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 04 мая 2022 года между Заказчиком и ООО "Профессионалы Автоматизации" заключен государственный контракт N 01341000088220000100001 на оказание услуг по информационно-технологическому сопровождению и обновлению программного продукта "1С:Предприятие" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта по настоящему контракту исполнитель обязуется оказать услуги по информационно-технологическому сопровождению и обновлению программного продукта "1С:Предприятие" (далее - Услуги) получателям услуг, указанным в пункте 1.2 контракта, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, и иными условиями контракта, а государственный заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги согласно условиям Контракта.
Пунктом 2.2 Контракта предусмотрено, что работы выполняются исполнителем по настоящему договору по заявкам заказчика, путем выезда на территорию заказчика или дистанционного подключения специалиста исполнителя к информационно-вычислительным системам заказчика, на которые установлены программы 1с. в случае выездных работ минимальное время заявки (время работы специалиста на территории заказчика) должно составлять не менее 2 часов, в случае, если время заявки меньше - работы выполняются путём дистанционного подключения.
Согласно пункту 2.4 срок (период) оказания услуг: с момента заключения контракта и по "31" декабря 2022 года включительно, но не более четырех нормо-часов в месяц на одно рабочее место.
Таким образом, Обществу необходимо оказать предусмотренные Контрактом работы в срок до 31 декабря 2022 года.
Из представленных документов следует, что Обществом осуществлено оказание услуг в установленные Контрактом сроки не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта в случае проведения экспертизы государственным заказчиком своими силами (путем проведения такой экспертизы получателями услуг) по результатам проведенной экспертизы оказанных услуг получатели услуг составляют Акт приемки услуг получателями услуг (приложение N 3 к контракту) (далее - заключение по результатам экспертизы) об отсутствии или наличии нарушений условий контракта, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности оказанных услуг в 3-х экземплярах (по одному для каждой из сторон и один экземпляр для грузополучателя).
Так, согласно информации, размещенной в ЕИС и представленным на рассмотрение Комиссии Актам приемки услуг получателем от 31 мая, 30 июня, 29 июля, 05 октября, 22 ноября, 12 декабря, 15 декабря, 23 декабря 2022 года, Обществом исполнены предусмотренные Контрактом услуги на сумму 2 298 393, 42 руб., что составляет 97 % от общего объема требуемых к оказанию услуг.
Также Комиссией установлено, что между Заказчиком и Обществом в ходе исполнения обязательств по Контракту велась переписка.
Так, 17 октября 2023 года ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области (получатель услуг) в адрес Общества направлено письмо о необходимости доработки установленной программы.
26 октября 2022 года Обществом на поступившее письмо дан ответ, согласно которому недостатки будут устранены до 26 октября 2022 года.
22 и 29 декабря 2022 года Заказчиком в адрес Общества направлены претензии с требованием устранить допущенные по Контракту нарушения в срок до 30 декабря 2022 года.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Контрактом.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В рассматриваемом случае ООО "Профессионалы Автоматизации" были оказаны предусмотренные Контрактом услуги не в полном объеме.
На основании вышеназванного 17 января 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Профессионалы Автоматизации" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено и сформировано Заказчиком в ЕИС 17 января 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Профессионалы Автоматизации" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 30 января 2023 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности ООО "Профессионалы Автоматизации".
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Профессионалы Автоматизации" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что Обществом оказаны услуги надлежащего качества в объеме 97 % от общего объема требуемых к оказанию услуг, что не может свидетельствовать о недобросовестности Общества.
Согласно пояснениям представителя ООО "Профессионалы Автоматизации", оказание услуг Обществом осуществлялось надлежащим образом в установленные сроки, вместе с тем, в период с 23 декабря по 31 декабря 2022 года заявок от получателей услуг не поступало в связи с отсутствием потребности в услугах в данный временный интервал, в связи с чем Общество не имело возможности оказать услуги в количестве 48,28 норма-часов на сумму 72 778, 24 руб..
Кроме того, Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества поставленных товаров и их соответствия условиям Контракта.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "Профессионалы Автоматизации", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ООО "Профессионалы Автоматизации" исполнено 73 контракта, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ООО "Профессионалы Автоматизации", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Профессионалы Автоматизации" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Профессионалы Автоматизации", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Профессионалы Автоматизации" (<_..>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Профессионалы автоматизации" (<_..>), сведения о участнике/учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Профессионалы автоматизации" (<_..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023