Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения Иркутской области "Центр комплексного обеспечения губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области" (далее - Заказчик) - ходатайство N (15-1) - 160/23 от 07 февраля 2023 г.,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Системы" (далее - ООО "РТК-Системы", Общество) - "_" (доверенность N1 от 01 февраля 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 31 января 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "РТК-Системы" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "РТК-Системы" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 20 сентября 2022 года N 162/3957-ОЭЗ/22 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании гаража по адресу: г. Иркутск, ул. Подгорная, 78, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "РТК-Системы" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/98/23 от 01 февраля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 24 августа 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 24.08.2022 N0134200000122003957".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 630 000 руб. 00 коп.
09 сентября 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 09.09.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 3 заявки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2022 NИЭА1 заявка ООО "РТК-Системы" признана победителем электронного аукциона.
20 сентября 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании гаража по адресу: г. Иркутск, ул. Подгорная, 78 (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом."
Согласно пункту 3.1 Контракта: "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: - начало выполнения Работ: со дня заключения Контракта; - окончание выполнения Работ: по 20 декабря 2022 года, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы. Подрядчик обязан выполнять Работы в строгом соответствии с Календарным графиком выполнения работ (Приложение 2 к Контракту).".
N п/п |
Наименование работ |
Единица измерения |
Сроки исполнения |
1. |
Сбор исходных данных. |
- |
Не более (5) календарных дней со дня заключения Контракта |
2. |
Разработка проектной и рабочей документации. |
Комплект документации в электронном виде на бумажном носителе 1 экз. |
Не более (20) календарных дней после сбора исходных данных. |
3. |
Проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости работ согласно постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 года N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", включая корректировку документации по замечанию государственной экспертизы и получение положительного заключения. |
Положительное заключение государственной экспертизы - 1 экз. |
Не более (42) календарных дней с момента заключения договора об оказании экспертных услуг. |
4 |
Выдача Государственному заказчику всей документации по Государственному контракту и оформление акта сдачи-приемки выполненных работ. |
Комплект документации в электронном виде - 1 экз.; на бумажном носителе - 3 экз. |
Не позднее 20.12.2022 г. |
Из пояснений Заказчика установлено, что в установленный срок Общество не исполнило обязательства по Контракту в полном объеме.
Установлено, что 6 декабря 2022 г. (исх. N (15-1)-1508/22) Заказчиком в адрес Общества, посредством электронной почты направлено письмо о предоставлении информации о ходе выполнения исполнения обязательств по Контракту.
7 декабря 2022 г. (исх. N071222-288) ООО "РТК-Системы" направило письмо в адрес Заказчика, с указанием на то, что Работы по проектированию выполнены на 100%, локальный-ресурсный сметный расчет на 90%. В данном письме Общество гарантировало подать пакет документов для государственной экспертизы не позднее 15 декабря 2022 г.
В установленный срок исполнения обязательств по Контракту Общество не предоставило Заказчику проектную документацию, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 19 января 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 30 января 2023 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "РТК-Системы" установлено, что (исх. N021122-23) от 02 ноября 2022 Общество направило Заказчику на согласование проектно-сметную документацию, а также просил Заказчика:
1. Уточнить необходимость учета затрат на строительство временных зданий и сооружений (согласно п.153 Методики No421/np, в редакции приказа Минстроя No557 от 07.07.22г.);
2. Уточнить необходимость учета затрат при производстве работ в зимнее время (согласно п. 159, приложение No9,n.2,l Методики No421/np, в редакции приказа Минстроя No557 от 07.07.22г.);
3. Уточнить необходимость затрат на проведение строительного контроля согласно п.164, п.166 Методики No421/np, в редакции приказа Минстроя No557 от 07.07.22г.);
4. Уточнить необходимость затрат на проведение авторского надзора согласно п.171 "з";
5. Согласовать резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, в размере не превышающим 3%-для объектов капитального строительства производственного назначения (согласно п. 179, приложение No9,п.2.1 Методики No421 в редакции приказа Минстроя No557 от 07.07.2022).
03 ноября 2022 Общество направило на согласование проектно-сметную документацию с доработками.
08 ноября 2022 ООО "РТК-Системы" повторно направил письмо (исх.N021122-23) от 02 ноября 2022.
Комиссией установлено, что 11 ноября 2022 г. Общество в письме (исх. N111122-243) просил Заказчика для прохождения государственной экспертизы предоставить следующие документы:
1. Доверенность на право предоставления интересов заказчика;
2. Свидетельство ИНН;
3. Свидетельство о государственной регистрации;
4. Полномочия руководителя;
5. Устав.
А также, просило Заказчика согласовать и подписать акт обследования объекта и системы электроснабжения.
15 ноября 2022 г. ООО "РТК-Системы" направило Заказчику на согласование проект и рабочую документацию на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании гаража по адресу: г. Иркутск, ул. Подгорная, 78.
24 ноября 2022 г. ООО "РТК-Системы" запросило у Заказчика повторно учредительные документы.
29 декабря 2022 г. Обществом было направлено письмо в адрес Заказчика с просьбой подписать и поставить печать на документах, необходимых для прохождения экспертизы, также запросил необходимые документы:
1. Технический паспорт объекта предоставлен не полностью (не хватает поэтажных планов, несколько листов из паспорта также отсутствуют);
2. Акт обследования здания и инженерных систем, он у вас на подписании;
3. Доп. соглашение к контракту в части корректировки площади здания, он также у вас на подписании;
4. Также потребуется доверенность, действительная хотя бы до февраля 2023 года;
5. Контракт, подписанный на бумажном носителе.
13 января 2023 Общество повторно просило Заказчика направить подписанную со стороны Заказчика документацию, без которой невозможно получить положительное заключение государственной экспертизы.
19 января 2023 г Исполнитель дал ответ Заказчику на решение об одностороннем отказе исх. 15-1-60/23 от 19.01.2023 от исполнения контракта N162/3957-033/22 от 20 сентября 2022 года, в котором просил: Отменить решение; Дать возможность завершить исполнение контракта; Устранить замечания от ГАУ ИО "Ирэкспертиза", без которых невозможно дальнейшее получение положительного заключения государственной экспертизы.
Так же Комиссией установлено, что ООО "РТК-Системы" были поданы документы проектно-сметной документации 16 января 2023 г. в Государственное автономное учреждение Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области" по данному объекту, по действующему Контракту.
По результатам проведенной проверки представленных документов выявлены недостатки, являющиеся основанием для отказа в принятии этих документов на государственную экспертизу. Перечень замечаний с указанием выявленных недостатков был указан в письме от Государственного автономного учреждения Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области".
Замечания от ГАУ ИО "Ирэкспертиза", без которых невозможно было дальнейшее получение положительного заключения государственной экспертизы, необходимые документы были неоднократно запрошены у Заказчика.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "РТК-Системы" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "РТК-Системы", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 16 исполненных контрактов, по которым ООО "РТК-Системы", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "РТК-Системы", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "РТК-Системы", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "РТК-Системы", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Системы" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Системы" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "РТК-Системы" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2023