Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области,
члены Комиссии: Макарова Я.К. - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области; Дорожкова И.Э. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж+" (далее - ООО "Строймонтаж+", Общество) - Чикунова В.А. (доверенность от 07.02.2023 г.),
в отсутствие представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская районная больница" (далее - заказчик) - ходатайство от 06.02.2023 г. о рассмотрении обращения без участия представителя,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате
осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Строймонтаж+" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона для закупки N 0134200000122006982 "Капитальный ремонт здания Вихоревской городской больницы областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская районная больница" по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Горького, 4".
ООО "Строймонтаж+" представлены письменные пояснения, согласно которым не уклонялось от заключения и исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что на основании заявки заказчика уполномоченным органом Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области 29.12.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122006982 "Капитальный ремонт здания Вихоревской городской больницы областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская районная больница" по адресу: Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Горького, 4", идентификационный код закупки 222382300136538230100103240014120243.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 34 639 900 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113404553 - ООО "Строймонтаж+", предложивший цену контракта в размере 25 010 007 рублей 00 копеек.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона (п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0134200000122006982 от 24.01.2023 г. размещен 24.01.2023 г.
Согласно материалам дела проект контракта направлен заказчиком победителю 25.01.2023 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 настоящего Федерального закона.
Однако, в регламентированный Федеральным законом N 44-ФЗ срок - 01.02.2023 г. до 23:59 (МСК) подписанный контракт и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, Обществом не направлены.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
От оператора электронной площадки 02.02.2023 г. в 00:03 (МСК) поступило уведомление об уклонении ООО "Строймонтаж+" от заключения контракта.
02.02.2023 г. заказчиком в Единой информационной системе размещен протокол о признании ООО "Строймонтаж" уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям Общества для целей подписания контракта получило независимую гарантию от 01.02.2023 г. на сумму 25 979 925,00 рублей, которая получена до окончания нормативного срока подписания контракта. Вместе с тем Общество не смогло подписать контракт в нормативный срок, а также не имело возможности направить протокол разногласий к контракту по причине неисправности электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Несмотря на возникшую ситуацию Общество не имело цели и желания уклониться от подписания и исполнения контракта, напротив, преследовало цель заключить и успешно исполнить настоящий контракт. Сразу же после возникновения данной ситуации Общество сообщило об этом заказчику и предложило заключить контракт в письменном виде, для чего направило в адрес заказчика обращение от 01.02.2023 г. Кроме того после выявления факта неработоспособности ЭЦП ООО "Строймонтаж+" незамедлительно обратилось в компанию Тензор для срочного выпуска ЭЦП. Подпись была выдана 03.02.2023 г., но на момент выдачи новой ЭЦП срок подписания контракта уже истек.
В качестве подтверждения своих доводов ООО "Строймонтаж+" представлены копия независимой гарантии N МСБ/ОГ/23-018322 от 01.02.2023 г., копия письма письмо от 01.02.2023 г. исх. N 01.02/2023 с приложениями, копия принтскрин направления заявления на срочную выдачу ЭЦП от 01.02.2023 г., копия сертификата ключа проверки электронной подписи, копия заявления на изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи юридического лица N В1566417 от 02.2023 г., копия договора поставки N П0005-2023 от 01.02.2023 г. (с приложением Спецификация), копия платежного поручения N 26 от 01.02.2023 г.
В силу ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов орган контроля выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае орган контроля выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Подпунктом б пункта 14 Постановления Правительства РФ N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
При этом, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому ООО "Строймонтаж+" исполнено 37 контрактов из 37, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общество, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, изучив материалы обращения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о намерении ООО "Строймонтаж+" уклониться от заключения и исполнения контракта, в связи с чем, отсутствуют достаточные основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж+" (ИНН: 3801126610; 665835, Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 29, д. 19, кв. 3) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж+" (Архипов Александр Сергеевич, ИНН 380124253934), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж+" (Архипов Александр Сергеевич, ИНН 380124253934), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии: |
________________ |
И.И. Ларин |
Члены комиссии: |
________________ |
Я.К. Макарова |
|
________________ |
И.Э. Дорожкова |
Тел.: 8 (3952) 24-32-31 вн. 121
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 февраля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2023