Резолютивная часть решения оглашена 01 февраля 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании поступившей от ООО "ИНТЕРПОЛИС" информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона 22-98500Э Реконструкция участка теплотрассы от ТК 1-19 до ТК 1-22 по ул.60-летия Октября (извещение N 0169300000122001602) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС", заказчик) Муравьевой Арины Юрьевны, Кудашева Кирилла Борисовича (после объявления перерыва), Сухаревой Елены Николаевны (после объявления перерыва), действующих на основании доверенностей N 71 от 10.01.2023, N 48 от 01.01.2023, N 121 от 31.01.2023;
- представителей Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Антроповой Светланы Николаевны (до объявления перерыва), Зинохиной Евгении Салимовны (до объявления перерыва), Рассказовой Елены Михайловны, Красиной Натальи Александровны, действующих на основании доверенностей N 7 от 28.01.2022, N 00БП-000010 от 22.12.2022, N 00БП-000003 от 29.04.2022, N 00БП-000009 от 22.12.2022.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении МУП "ЧКТС" электронного аукциона 22-98500Э Реконструкция участка теплотрассы от ТК 1-19 до ТК 1-22 по ул.60-летия Октября (извещение N 0169300000122001602). Проведение внеплановой проверки назначено на 26 января 2023 года.
Определением от 26.01.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 01.02.2023.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона размещено уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 08.12.2022 в 18:07.
Начальная (максимальная) цена контракта - 190 184 000, 00 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.12.2022.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0169300000122001602 от 20.12.2022.
Контракт N 0169300000122001602/АЭФ-22 заключен 31.12.2022 года между МУП "ЧКТС" и Обществом с ограниченной ответственностью "Монтажник".
Доводы заявителя в основном касались установленных заказчиком требований к участникам закупки.
Возражая на обращение заявителя, заказчик, уполномоченный орган указали, что единые требования к участникам закупки, установленные, в том числе по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, дополнительные требования по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе являются правомерными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 02.02.2022 N 87 утверждены правила предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, которые устанавливают порядок и условия предоставления Фонду за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.
Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; Субъектом Российской Федерации (Челябинской областью); Муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети", а также Муниципальным образованием (городом Челябинском) заключено соглашение, регулирующее отношения сторон, связанные с реализацией проекта Реконструкция тепловых сетей г. Челябинска.
Как следует из представленных сторонами в материалы дела информации и документов, закупка финансировалась из средств, выделенных для осуществления вложений в объекты капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества; за счет внебюджетных средств.
В силу пункта 2.3 контракта источник финансирования - закупка за счет собственных средств организации: - средства Фонда содействия развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности (Фонда ЖКХ за счет средств ФНБ) - 80 % от цены контракта; - собственные средства Заказчика и средства бюджета субъекта РФ (бюджетные средства, в том числе межбюджетные трансферты) - 20 % от цены контракта.
Закупка осуществлена на основании части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, указанные в обращении не нашли подтверждения, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0169300000122001602 объектом закупки является реконструкция участка теплотрассы от ТК 1-19 до ТК 1-22 по ул.60-летия Октября.
Техническим заданием (Приложение N 1 к извещению об электронном аукционе) определено, что одним из требований заказчика к объемам выполняемых работ является выполнение проектно-изыскательских работ - "в объёме, достаточном для получения положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства и выполнения строительно-монтажных работ на объекте".
Представители заказчика пояснили, что объем работ по проектированию определяется подрядчиком самостоятельно, для достижения результата - получения положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта капитального строительства.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что не смотря на обозначение пункта 2.4 технического задания как "объем выполняемых работ", ссылка заказчика на Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 21.101-2020. "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" не является надлежащим соблюдением требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить объем обязательств подрядчика, применительно к объекту закупки, и совокупность условий, которые в дальнейшем позволят заказчику принять решение о соответствии объема работ, выполненных подрядчиком, требованиям и потребностям заказчика.
2. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
2.1. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - Постановление Правительства РФ N 570 от 15.05.2017).
В силу подпунктов "а", "б", пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 установлено, что в силу подпунктов "а", "б", пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки; конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Приложением N 5 к контракту является файл, поименованный заказчиком как "Виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно (форма)", представляющий собой незаполненную таблицу с возможностью указания следующей информации: "виды работ по постановлению от 15.05.2017 N 570"; "виды работ по смете контракта".
Необходимо отметить, что для соблюдения требований Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 информация о возможных видах и объемах работ должна находить отражение в размещаемой заказчиком информации при опубликовании извещения о закупке для возможности в последующем подрядчику определить (выбрать) из числа возможных видов и объемов работ те, которые он планирует выполнить самостоятельно, что также позволит заказчику при исполнении контракта проконтролировать такое выполнение.
Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Представители уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что согласно письму Минфина от 06.11.2020 N 23-03-07/96859 " _ подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий не входят в сферу регулирования Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017.
Таким образом, Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 не распространяется на закупки, предметом которых является выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ".
Вместе с тем, осуществление закупки, предметом которой одновременно является разработка проектной документации, выполнение строительно-монтажных работ, с одновременным указанием на необходимость соблюдения Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 не позволит заказчику в полной мере соблюсти требование части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе - заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт и положениями Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017.
Так, предусмотрев в рассматриваемой закупке Приложение N 5 к контракту, незаполненное ввиду отсутствия информации об объеме, содержании работ, заказчик не обеспечил соблюдение требований Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017, что не соответствует части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, подпунктам "а", "б", пункта 2 Постановлению Правительства РФ N 570 от 15.05.2017.
2.2. Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ.
Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена "Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по реконструкции участка теплотрассы от ТК 1-19 до ТК 1-22 по ул. 60-летия Октября в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) а именно: - проведение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации объектов реконструкции, - разработка проектной документации, - обеспечение прохождения и получения положительного заключения государственной экспертизы разработанной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ, - подготовка, согласование и утверждение рабочей документации, необходимой для выполнения работ, - выполнение строительно-монтажных работ, включая общестроительные, специальные строительные, монтажные, демонтажные (включая вынос сетей и оборудования из зоны строительства), пусконаладочные работы, работы по восстановлению территории по завершении строительства (реконструкции) объекта, проведение испытаний и опробований и ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, из содержание графика выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) следует, что в графике отсутствует физический объем работ, сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика, а также отсутствует дополнительное (под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта) отражение дат, не позднее которых должны состояться события, перечисленные в пункте 2.9 Методике. Указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии с Приложения N 2 к контракту Приказу Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр.
При этом необходимо отметить, что Приложением N 7 к контракту является график выполнения строительно-монтажных работ, содержание которого соответствует Методике. Однако ни в пункте 1.1 контракта, ни в разделе 2 контракта, определяющем цену и порядок оплаты, нет ссылки на Приложение N 7 к контракту.
Таким образом, отсутствие указаний в положениях контракта, касающихся оплаты работ, на Приложение N 7, отвечающее требованиям Методики, не является надлежащим исполнением требований части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, и свидетельствует о наличии в контракте противоречивой информации в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязанность заказчика при применении конкурентных способов установить требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При осуществлении закупки путем проведения открытого конкурентного способа требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе размещаются заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе должны содержаться в заявке на участие в закупке.
Указанные документы в силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронной процедуры не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке, а направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Необходимо отметить, что статьей 55.16 ГрК РФ регламентированы Компенсационные фонды саморегулируемой организации.
Так, согласно части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ (часть 2 статьи 55.16 ГрК РФ).
Размеры взносов в компенсационные фонды определяются частями 10-12 статьи 55.16 ГрК РФ. Так, например, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования зависит от стоимости договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации; минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств при участии в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров зависит от предельного размера обязательств по таким договорам; минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, зависит от стоимости строительства, а минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств зависит от предельного размера обязательств по договорам строительного подряда.
Приложением к извещению рассматриваемой закупки являются требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, согласно которым в пункте 2.1 установлено следующее требование к участникам закупки:
"соответствие участника закупки требованиям, установленным действующим законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а также документы (или копии документов), представляемые в составе заявки и подтверждающие соответствие участника аукциона таким требованиям (пункт 1 части 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе).
Требования установлены на реконструкцию объектов капитального строительства.
Наличие участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО) и соответствовать совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; 2) совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается; 3) наличие у члена СРО права осуществлять работы (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров; 4) член СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 ГрК РФ.
НЕ ТРЕБУЕТСЯ ЧЛЕНСТВО В СРО следующих участников закупки: - перечисленными в части 2.1, 2.2. статьи 52 ГрК РФ; - предложившими цену контракта, не превышающую 10 (десяти) млн. рублей
Требования установлены на выполнение проектно-изыскательских работ.
Наличие участника в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (далее - СРО) и соответствовать совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; 2) совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, которые заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается; 3) наличие у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров.
НЕ ТРЕБУЕТСЯ ЧЛЕНСТВО В СРО следующих участников закупки: - перечисленными в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ".
Вместе с тем отсутствие требований к участникам закупки в части информации об уровне ответственности члена СРО (относительно каждого компенсационного фонда), которая указана в сведениях единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, не является надлежащим соблюдением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, поскольку вынудит участника закупки определять такую информацию самостоятельно и может затруднить исполнение обязанности комиссии по осуществлению закупки в связи с необходимостью устанавливать такую информацию при принятии решения о соответствии участника закупки предъявляемым к нему требованиям.
4. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с установленным пунктом 2.6 контракта порядком оплаты заказчиком выполненных работ: заказчик выплачивает подрядчику авансовый платеж в размере:
- авансовый платеж в размере 30 % от цены контракта, из: собственных средств заказчика; заемных средств, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения заказчиком оригинала счета на оплату проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы разработанной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ, на сумму авансового платежа подрядчик должен выставить оригинал авансового счета - фактуры в соответствии с требованиями НК РФ;
- окончательный расчет в размере 70 % от цены контракта, из собственных средств заказчика, заемных средств в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке, в порядке, на условиях и комплектности, указанных в разделе 8 контракта (пункт 2.6.1 контракта).
Авансовые платежи, выплаченные заказчиком, засчитываются пропорционально стоимости выполненных работ на основании подписанных актов приемки выполненных работ (форма КС-2)/акта сдачи-приемки проектных работ, акта приема передачи проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы разработанной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ (пункт 2.6.2 контракта).
Из пояснений представителей заказчика следует, что фактически, поскольку контрактом предусмотрена этапность его исполнения, осуществляется оплата выполненных работ по первому этапу, а не аванс, так как оплата производится после выполнения первого этапа работ - проектирования и получения положительного заключения о достоверности сметной стоимости, в связи с чем, его размер установлен от цены контракта, а не от этапа.
Можно сказать, что аванс представляет собой денежную сумму, уплачиваемую одной стороной договора в пользу другой в счет причитающихся с нее платежей до момента осуществления последней исполнения своего обязательства.
В связи с чем, Комиссия антимонопольного органа отмечает несоответствие пункта 2.6.1 контракта требованиям пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе как в части установления аванса от цены контракта, а не от этапа его исполнения, так и в части самого указания аванса, когда из содержания контракта следует, что такой платеж представляет собой оплату работ, выполненных по первому этапу.
Действия должностного лица могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что контракт по результатам рассматриваемого электронного аукциона заключен, Комиссией Челябинского УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не может быть выдано.
Исходя из изложенного, информации, представленной заказчиком, уполномоченным органом, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, части 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 февраля 2023 г. N 074/06/99-5/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023