Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Аведисьян Э.Х. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФБОУ "Всероссийский детский центр "СМЕНА" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Поставка продуктов питания (масло сливочное)" (извещение N 0318100028522000239) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФБОУ "Всероссийский детский центр "СМЕНА" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Поставка продуктов питания (масло сливочное)" (извещение N 0318100028522000239).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 725 085,30 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
|
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение) |
|
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40 |
качественные характеристики объекта закупки |
100 |
характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) |
100 |
100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов |
|
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
20 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
100 |
Характеристика квалификации участников закупки N 3. Наибольшая цена одного из исполненных договоров |
70 |
Оценка заявок осуществляется по формуле при условии, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; - Предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком и равное тринадцать миллионов рублей. |
|
|
|
|
Характеристика квалификации участников закупки N 2. Общее количество исполненных участником закупки договоров |
30 % |
формуле при условии, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; - Предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком и равное тридцати договорам. |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Критерий оценки: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" |
Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) |
2. |
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
|
2.1. |
Показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" |
|
2.1.1. |
Детализирующий показатель оценки: Характеристика N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" |
Для оценки по характеристике N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; оборудование и машины, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка. Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о наличии характеристики объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте. В рамках характеристики N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оценивается предложение участника закупки о наличии характеристики объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе. Представление предложения участника закупки о наличии характеристики объекта закупки, содержащее описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. В рамках характеристики N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложение участника закупки о наличии характеристики объекта закупки, содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В рамках свойства объекта закупки - оборудование и машины, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень оборудования и машин, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и машинам в отдельности: наименований, количества. В рамках свойства объекта закупки - необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень специалистов, планируемых к привлечению при исполнении контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому такому специалисту в отдельности: должности, профессиональных задач и обязанностей. В рамках свойства объекта закупки - условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности. В рамках свойства объекта закупки - условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий хранения продуктов питания, согласно номенклатурных позиций, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности. В рамках свойства объекта закупки - условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий разгрузки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности. |
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
3.1. |
Наименование показателя оценки: Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
|
3.1.1. |
Наименование детализирующего показателя оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. копия исполненного контракта (договора) участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правового договора, в том числе заключенного и исполненного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Контракт (договор) должен быть представлен в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исполненный контракт (договор) предмет которого сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно на оказание услуг по поставке продуктов питания, организации питания. 2. копии актов оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок |
3.1.2. |
Наименование детализирующего показателя оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 2. (Общее количество исполненных участником закупки договоров) |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. копия исполненного контракта (договора) участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правового договора, в том числе заключенного и исполненного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Контракт (договор) должен быть представлен в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исполненный контракт (договор) предмет которого сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно на оказание услуг по поставке продуктов питания, организации питания. 2. копии актов оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок |
Согласно п.24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п.4 ст.24 Закона о контрактной системе указано, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 2 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 16 ПП N2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 ПП N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных
характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с п. 22 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения об оценке заявок если в случае, указанном в пункте 22 Положения об оценке заявок, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
В извещении содержится перечень свойств объекта закупки, а именно: оборудование и машины, необходимые трудовые ресурсы, условия транспортировки, условия хранения продуктов, условия разгрузки, подлежащих оценке по указанной характеристике. Данные свойства определены в соответствии с описанием объекта закупки и проектом контракта и нацелены на выявление лучшего участника. Предложение по качеству товаров работ услуг в совокупности по всем свойствам призвано помочь заказчику оценить предложения участника по организации всего процесса предстоящей поставки, демонстрирующее понимание поставленной задачи, методов ее реализации на всех этапах с привлечением специалистов, обладающих необходимым опытом и квалификацией для исполнения обязательств по контракту.
По вышеуказанному показателю, в соответствии с пп. а п. 23 Положения об оценке заявок Заказчиком установлена следующая шкала оценки заявок по указанной характеристике:
2. |
Качественные, |
40 |
качественные |
100 |
характеристика N 1 (качество |
100 |
100 баллов заявке (части заявки). |
|
функциональные |
|
характеристики объекта |
|
товаров (работ, услуг)) |
|
содержащей предложение о наличии |
|
и экологические |
|
закупки |
|
|
|
характеристики объекта закупки, а |
|
характеристики |
|
|
|
|
|
при отсутствии характеристики |
|
объекта закупки |
|
|
|
|
|
объекта закупки - 0 баллов |
Оспариваемый порядок оценки, установленный Заказчиком в конкурсной документации, не создает преимуществ конкретному лицу и в данной ситуации на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки в соответствии с Правилами.
В силу п./п. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона отсутствие в конкурсной заявке предложения в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи предложения по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Таким образом, заказчиком не нарушен порядок, установленный Постановлением N 2604.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Аведисьян Э.Х. необоснованной. Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе (качество, квалификация) и обжаловать такие результаты оценки заявок можно в судебном порядке.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100028522000239).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 февраля 2023 г. N 107/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023