Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Савир" - Авериной Жанны Юрьевны (доверенность N1 от 09.01.2023 года), в присутствии представителя заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" - Захаровой Виктории Викторовны (доверенность Nб/н от 31.01.2023 года), и в присутствии представителей уполномоченного органа заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Курангазиевой Люции Ризабиковны (доверенность N01-06-39 от 11.10.2022) и Ходжаевой Динары Халиловны (доверенность N01-06-49 от 16.01.2022), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Савир" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" и уполномоченного органа заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ АО "Черноярская РБ" (номер извещения 0825500000723000049), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.01.2023 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Савир" (далее также - ООО "Савир", Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Черноярская районная больница" (далее также - ГБУЗ АО "Черноярская РБ", Заказчик) и уполномоченного органа Заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ АО "РЦОЗ", Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ АО "Черноярская РБ" (номер извещения 0825500000723000049) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 01.02.2023 в 10 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Представитель Заявителя приняла участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель Заказчика приняла участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Уполномоченного органа приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 01.02.2023 в 10 часов 00 минут на 01.02.2023 на 15 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа.
Представитель Заявителя приняла участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель Заказчика приняла участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представители Уполномоченного органа приняли участие в рассмотрении жалобы также посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
18.01.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ АО "Черноярская РБ" (номер извещения 0825500000723000049) (далее - извещение).
В извещение вносились изменения.
Измененные редакции документов размещены на официальном сайте 19.01.2023 года, 20.01.2023 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 991 737,36 рублей.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил дополнительные характеристики к объекту закупки, не включенные в позицию КТРУ, надлежаще не обосновав такие характеристики.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Объект закупки (номер извещения 0825500000723000049) - поставка дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ АО "Черноярская РБ". В список товара, необходимого к поставке, входит средство дезинфицирующее, форма выпуска: таблетка, которое относится к коду КТРУ 20.20.14.000-00000009.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Так, например, Заказчиком установлена такая дополнительная характеристика как "Действующие вещества".
В качестве обоснования установления данной дополнительной характеристики Заказчиком указано следующее:
"Требование к наличию определенных групп действующих веществ, обусловлено необходимостью ротации при эпидемиологическом подъёме в период эпидемий воздушно-капельных инфекций".
Следует отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрены конкретные формы обоснования дополнительных характеристик товара.
Спорная дополнительная характеристика отражает действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям дезинфекции, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
При этом, обоснование включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, имеется ко всем позициям закупаемых товаров.
Таким образом, довод Заявителя о ненадлежащем обосновании дополнительной характеристики к объекту закупки, не включенной в позицию КТРУ, не нашел своего подтверждения.
2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил требования к поставляемому товару (средство дезинфицирующее, форма выпуска: таблетка), которым отвечает только один товар (Средство дезинфицирующее "Юнит-хлор" (таблетки), производство ООО "Юнитор" (Россия)).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие характеристики для средства дезинфицирующего, форма выпуска: таблетка:
N п/п |
Наименование товара/КТРУ |
Ед. изм. товара |
Количество товара |
1 |
Средство дезинфицирующее |
килограмм |
400 |
КТРУ 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее" |
7.3.1. Описание товара
N п/п |
Наименование показателя (участник закупки указывает наименование показателя так, как указано Заказчиком) |
Единица измерения показателя |
Значение показателя, требуемое Заказчиком |
Обоснование установления требования |
Инструкция участникам закупки по заполнению заявки |
1 |
Форма выпуска |
|
таблетка |
В соответствии с КТРУ |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя |
Дополнительные характеристики* | |||||
13 |
Выход рабочего раствора из 1 упаковки концентрированного средства для дезинфекции предметов для мытья посуды по грибковому режиму |
литр |
не менее 825 |
Оптимальное соотношение экспозиции и расхода средства: экономичный расход средства при быстрой экспозиции |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением показателя, либо значением "превышающим" заданный показатель, но без сопровождения словами "не менее" |
14 |
Время экспозиции, соответствующее режиму дезинфекции предметов для мытья посуды по грибковому режиму |
мин. |
не более 15 |
Участник закупки указывает значение показателя с точно таким же значением либо значением, "не превышающим" заданный показатель, но без сопровождения словами "не более" |
Заказчиком в адрес Комиссии была представлена инструкция N18/13 по применению средства "Део-хлор люкс", производства ООО "Део", Россия для целей дезинфекции (утверждена 18.01.2013 года).
Проанализировав характеристики средства "Юнит-хлор", производство ООО "Юнитор" (Россия) и средства "Део-хлор люкс", производства ООО "Део" (Россия), Комиссия установила, что они соответствуют характеристикам, установленным Заказчиком в Описании объекта закупки.
Поскольку требованиям к товару (средство дезинфицирующего, форма выпуска: таблетка), установленным в Описании объекта закупки, соответствуют товары не менее двух производителей, то данные требования не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия полагает, что данный довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" на действия ГБУЗ АО "Черноярская РБ" и ГКУ АО "РЦОЗ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ АО "Черноярская РБ" (номер извещения 0825500000723000049) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 февраля 2023 г. N 030/06/33-114/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023