Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Аппарат Губернатора ЯНАО по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 89-02/01-19/51 от 17.10.2022 на оказание услуг по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта - 390 425,00 рублей (извещение N 0190200000322010219), с ООО "Студия Ф" (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (N 89-02/01-08/249 от 13.01.2023) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь разделом 5 государственного контракта от 17 октября 2022 года N 89-02/01-19/51 на оказание услуг по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - государственный контракт, ГИС РСЭД, автономный округ) аппаратом Губернатора автономного округа силами привлеченного независимого эксперта проведена экспертиза услуг, повторно представленных ООО "Студия Ф" после устранения им ранее выявленных аппаратом Губернатора автономного округа нарушений в рамках оказания услуг по государственному контракту.
При проведении экспертизы размещенных по ссылке https://disk.yandex.ru/d/v3CnRQI5qKMgBg видеоматериалов для обучения пользователей ГИС РСЭД (далее - видеоматериалы), направленных ООО "Студия Ф" в адрес аппарата Губернатора автономного округа 30 декабря 2022 года средствами электронной почты на адреса venovozhilov@yanao.ru, apparat@yanao.ru, независимым экспертом установлено, что ООО "Студия Ф" не надлежащим образом выполнило требования условий государственного контракта согласно его предмету, что подтверждается Экспертизой соответствия представленных Исполнителем анимационных роликов условиям государственного контракта N 89-02/01-19/51 от 17.10.2022 (приложение N 1 к настоящему письму).
Согласно разделу 11 государственного контракта неоднократное (не менее 2-х раз) невыполнение Исполнителем требований Заказчика об устранении недостатков услуг является основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с чем, пользуясь указанным правом, аппаратом Губернатора автономного округа принято решение об одностороннем расторжении государственного контракта с ООО "Студия Ф".
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.01.2023 NАД/242, представил письменное объяснение по делу N 089/06/104-53/2023 (далее - объяснения).
Исполнитель считает, причины неисполнения обязательств по контракту отсутствуют, поскольку все обязательства по контракту исполнены в полном объеме, что подтверждается объяснением. Контракт исполнен на 120%, поскольку Исполнитель сдал то, что был должен по контракту, еще и перевыполнил свои обязательства.
Аппаратом Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещение N 0190200000322010219 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа".
17.10.2022 г. между Обществом с ограниченной ответственностью "Студия Ф" (победителем торгов, Исполнитель) и Аппаратом Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (Заказчик) был заключен государственный контракт N89-02/01-19/5.
Согласно п.1.1.Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно 1.2. Контракта перечень, объем, сроки оказания услуг, состав отчетной документации и другие условия определяются Техническим заданием на оказание услуг по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа" (Приложение к Контракту) (далее - Техническое задание).
Из объяснений следует, что исполнение условий контракта Исполнителем происходило в полном соответствии с его условиями.
Исполнитель представил многочисленную переписку по выполнению условий контракта с учетом дополнительных пожеланий Заказчика.
13.01.2023 г. Исполнителем получены сформированные и размещённые Заказчиком в ЕИС "Односторонний отказ от исполнения контракта" (N 89-02/01-08/249 от 13.01.2023 г.) и Экспертиза ИП Ноговицына О.С. от 13.01.2023 г. на которой Заказчик основывает свой отказ без дополнительных пояснений.
14.01.2023 г. Исполнителем была заказана экспертиза о соответствии анимационных видеороликов техническим условиям контракта и согласованным с Заказчиком сценариям у эксперта ИП Ретина А.Д. 23.01.2023 г. экспертиза завершена, выдано заключение.
Из объяснений следует, что большинство претензий Заказчика по видеороликам от 30.12.2023 носят субъективно-оценочный характер, дополнительные пожелания (за пределами контракта) Исполнитель гарантировал внести ко 02.02.2023 своим гарантийным письмом от 18 января 2023 в связи с большим объемом этих пожеланий и дополнительных коррекций и выходом части замечаний за пределы согласованных сценариев. После получения Исполнителем одностороннего отказа 13.01.2023. Подрядчик внес корректировки, учел все пожелания Заказчика, согласно аргументов одностороннего отказа. За пределами договора, по доброй воле Исполнителя, анимационные видеоролики с учетом дополнительных пожеланий Заказчика были направлены ссылкой 30.01.2023 г. с эл. почты dsemyono@yandex.ru на адреса эл. почты venovozhilov@yanao.ru, apparat@yanao.ru. Следует отметить, что в ответе Заказчика от 22.12.2022 г., по мимо субъективным пожеланиям, содержалось подавляющее большинство замечаний, никак не отраженных в одностороннем отказе от 13.01.2023 г.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.10.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 89-02/01-19/51 (далее - Контракт).
13.01.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.01.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
В соответствии с пп "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, и не направлены на уклонение от его исполнения, а Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Студия Ф".
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя, направленном на намеренный срыв исполнения контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ООО "Студия Ф" в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Студия Ф" представленную Заказчиком - Аппарат Губернатора ЯНАО по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 89-02/01-19/51 от 17.10.2022 на оказание услуг по подготовке видеоматериалов для обучения пользователей государственной информационной системы "Региональная система электронного документооборота Ямало-Ненецкого автономного округа", цена контракта - 390 425,00 рублей (извещение N 0190200000322010219), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 января 2023 г. N 089/06/104-53/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2023