Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев представленное Заказчиком - Управление образования администрации города Муравленко обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 20.12.2022 N 85/22 на "Оказание охранных услуг", (извещение закупка N 0190300004622000292), с ООО ЧОО "Илир" (ИНН 2463244329), (далее - Исполнитель, Поставщик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
20.12.2022 на основании Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2022 NИЭА1 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 85/22 на "Оказание охранных услуг", (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2 Контракта сроки оказания услуг: с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Согласно п. 1.4 Контракта Место оказания услуг: Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. Ленина, д. 65, Управление образования Администрации города Муравленко.
Согласно п. 2.1.1 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 23.11.2022 Управлением образования был объявлен электронный аукцион на оказание охранных услуг (далее - Услуги).
Согласно Протоколу N 0190300004622000292 (223 ЭА) от 06.12.2022 подведения итогов аукциона в электронной форме ООО ЧОО "Илир" признано победителем.
20.12.2022 между ООО ЧОО "Илир" и Управлением образования заключен муниципальный контракт N 85/22 на оказание охранных услуг.
Принимая на себя обязательства по Контракту, Исполнитель согласился со всеми условиями их исполнения.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязан оказывать охранные Услуги в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных Контрактом.
В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ст. 12.1. Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) в целях обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов частные охранники обязаны обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств.
В соответствии с подп. 2.1.1. Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Согласно п. 4.1. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель оказывает услуги в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, Техническим заданием и требованиями законодательства Российской Федерации в области охранных услуг.
В соответствии с разделом 2 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) режим оказания охранных услуг на объекте в рабочие дни с понедельника по пятницу: с 07:30 до 20:00. По субботам, воскресеньям, праздничным дням услуги не оказываются.
Подпунктом 4.2.2.4. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) установлено, что Исполнитель утверждает график обхода объекта и направляет Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта.
В соответствии с подп. 2.1.5 Контракта Исполнитель обязан по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим; образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списке работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона N 2487-1, подп. "ж" п. 10 и подп. "б" п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498.
В соответствии с подп. 2.1.6. Контракта Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг.
Руководствуясь подп. 2.4.1. Контракта Заказчик в результате проверок хода и качества оказания Услуги Исполнителем установил и актами нарушений зафиксировал нарушения ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1211 Закона N 2487-1, Контракта, Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), а именно:
- в нарушение п. 1.1, подп. 2.1.1. Контракта, п. 4.1 раздела 4 Технического задания Исполнитель не оказал Услуги в объеме, предусмотренном Контрактом, Техническим заданием и требованиями законодательства Российской Федерации в области охранных услуг, а именно не обеспечил охраняемый объект охранником, что зафиксировано и подтверждается актами нарушений от 09.01.2023, 10.01.2023, 11.01.2023, 12.01.2023, 13.01.2023, 16.01.2023, 17.01.2023, 18.01.2023;
- в нарушение подп. 2.1.5 Контракта Исполнитель по требованию заказчика (исх. N 89- 175-12/01-06/1924 от 23.12.2022) в течение 3 (трех) рабочих дней не предоставил Заказчику надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списке работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона N 2487-1, что зафиксировано и подтверждается актами нарушений от 09.01.2023, 10.01.2023, 11.01.2023, 12.01.2023, 13.01.2023, 16.01.2023, 17.01.2023, 18.01.2023;
- в нарушение подп. 2.1.6 Контракта Исполнитель не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг не разработал и не утвердил по согласованию с Заказчиком должностную инструкцию частного охранника на объекте, что зафиксировано и подтверждается актом нарушений от 09.01.2023, 10.01.2023, 11.01.2023, 12.01.2023, 13.01.2023, 16.01.2023, 17.01.2023, 18.01.2023;
В адрес Исполнителя направлена претензия от 12.01.2023 N 89-175-12/01-06/37.
По состоянию на момент принятия решения об одностороннем отказе Исполнитель к оказанию Услуг не приступил.
Вместе с тем, на обращения Исполнителя Заказчик в установленный п. 10.5 Контракта срок направлял ответы в адрес Исполнителя.
Согласно п. 10.4. Контракта Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением! Исполнителя своих обязательств по настоящему Контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии со ст. 95 от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с использованием единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
На основании изложенного и в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по Контракту, Заказчик реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, руководствуясь ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.4 Контракта и принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, так как бездействие и умышленное неисполнение Исполнителем Контракта поставили под угрозу устойчивое функционирование Управления образования, безопасное нахождение работников и иных лиц, и привели к неисполнению требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272.
Также в ответ на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.02.2023 Заказчик представил, объяснения по факту принятия решения одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в котором сообщил, что Исполнитель, подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме, запрос о разъяснении положений аукционной документации не направлял, согласился оказать услугу на условиях, которые предусмотрены в аукционной документации и не подлежат изменению. Положения аукционной документации Исполнителем не обжаловались, что свидетельствует о том, что Исполнитель не считал положения аукционной документации противоречащими действующему законодательству. При заключении Контракта протокол разногласий в части исполнения условий Контракта и Технического задания не направлял.
Таким образом, принимая на себя обязательства по Контракту, Исполнитель согласился со всеми условиями его исполнения, следовательно, обязан оказать охранные услуги по закону Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) исключительно в соответствии с условиями Контракта, Спецификацией и Техническим заданием.
До принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта на оказание охранных услуг с Исполнителем велась неоднократная переписка по исполнению Контракта, в том числе претензионная.
Исполнитель в переписке неоднократно утверждал, что Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью Контракта, носят исключительно рекомендательный характер в связи с чем просил исключить ряд требований и условий из Технического задания.
Данное утверждение является ложным, поскольку в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки, Заказчик определяет цель, потребность, объем в конкретном товаре, работе, услуге, что является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно п. 1.1. типового контракта, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 01.06.2020 N 149 (далее - Приказ N 149) Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствие с приложением N 2 к типовому контракту на оказание охранных услуг, утвержденным Приказом N 149, содержание Технического задания определяется Заказчиком самостоятельно.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Законом N 2487-1, ни Приказом N 149 не предусмотрены ограничения по включению в Техническое задание требований к услугам, которые являются значимыми для Заказчиков, отвечают их потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций Заказчиков при соблюдении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Вместе с тем на обращения Исполнителя Заказчик в установленный Контрактом срок направлял ответы в адрес Исполнителя с приложением запрашиваемых документов и предложением о возможных способах разрешения возникших трудностей при исполнении Контракта.
С учетом графика оказания охранных услуг Заказчика с момента получения запрашиваемых документов Исполнитель имел разумный срок для разработки должностной инструкции охранника, а также иных требующихся документов по Контракту и предоставления их к началу оказания услуг согласно условиям Технического задания.
Неоднократно в переписке Исполнитель ссылался на то, что Заказчиком изменен типовой контракт на оказание охранных услуг, утвержденный Приказом N 149. Данный довод также несостоятелен. Поскольку решением Комиссии УФАС Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2022 N 089/06/33-997/2022 установлено, что Заказчиками применен типовой контракт, утвержденный Приказом N 149 в полном объеме, при этом его типовые условия не изменены, не удалены, а дополнены дополнительным требованием и не противоречат законодательству Российской Федерации и требованиям Приказу N 149.
Бездействие и умышленное неисполнение Исполнителем Контракта поставил под угрозу устойчивое функционирование организации, безопасное нахождение в организации работников и привели к неисполнению организацией Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272.
На момент вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения Контракта на оказание охранных услуг Исполнитель требующиеся документы по Контракту не представил, к оказанию охранных услуг на объекте не приступил, на связь не выходил, тем самым отстранился от разрешения созданной им же критичной ситуации.
Учитывая сложившуюся ситуацию с неоказанием охранных услуг и заблаговременное неприбытие представителя Исполнителя для обследования объекта охраны с целью оценки возможности обеспечения надежности охраны объектов, следует вывод, что реальная причина неисполнения Исполнителем обязательств по Контракту - это отсутствие способности организовать процесс оказания услуг, достаточного трудового ресурса и необеспечение добросовестного исполнения Исполнителем принятых обязательств по Контракту.
На включении информации об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивал.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 02.02.2023 NАД/319, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты info@sibilir.com, представил письменные возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта из которых следует, что между сторонами контракта возникала ситуация невозможности согласования и утверждения должностной инструкции охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями ст.12.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.12.2022) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".
Это стало следствием невозможности оказания охранных услуг по контракту, так как в соответствии со статьей 12.1 Закона действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, которой частные охранники руководствуются при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов.
Без согласования и утверждения между сторонами контракта должностной инструкции охранника на объекте охраны, охранная организация не имеет возможности уведомить территориальные органы Росгвардии по месту регистрации охранной организации и месту нахождения охраняемого объекта о взятии объекта под охрану за 12 часов до начала оказания охранных услуг с предоставлением одного оригинального экземпляра согласованной инструкции и соответственно приступить к исполнению контракта. А оказание охранных услуг без должностной инструкции охранника на объекте охраны является нарушением лицензионных требований.
Претензии Заказчика в части нарушения п.п. 1.1., 1.2., подп. 2.1.1. Контракта, п. 4.1. раздела 4 Технического задания путем не принятия объекта под охрану и не обеспечения объекта охранником являются не обоснованными, так как Исполнитель не имел права принять объект под охрану без согласованной и утвержденной между сторонами контракта должностной инструкции охранника на объекте охраны. А инструкция не была согласована и утверждена между сторонами контракта по причине не достижения между сторонами контракта соглашения относительно возложения на охранника обязанности по совершению обходов здания, территории и осмотра транспортных средств с оставлением поста охраны в месте обеспечения пропускного режима.
Претензии Заказчика в части нарушения подп. 4.2.2.4. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) путем не утверждения графика обхода объекта и не направления его Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта, являются не обоснованными. Прежде всего, данное требование Заказчика является ничтожным, как не предусмотренное типовым контрактом. Кроме того, совершение обходов по определённому графику является одной из возможных обязанностей охранника на объекте охраны. А должностные обязанности охранников на объекте охраны согласовываются и утверждаются между сторонами контракта в соответствии с пунктом 2.1.6 типового контракта не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг, а не течении 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта. Таким образом данный пункт спорного контракта является заведомо неисполнимым, так как, не согласовав в должностной инструкции охранника обязанности охранника по совершению обходов, не может соответственно быть согласован и график таких обходов. При этом периодичность обходов (График) также прописывается в должностной инструкции охранника на объекте охраны.
Претензии Заказчика в части нарушения подп. 2.1.6. Контракта и п. 3.3. Технического задания (приложение N 2 к Контракту) путем не разработки и не утверждения должностной инструкции частного охранника на объекте охраны и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг, являются не обоснованными.
В ходе разработки и согласования должностных обязанностей охранников на объекте охраны Исполнитель проинформировал Заказчика о том, что не утвердит со своей стороны должностную инструкцию охранника на объекте охраны в случае включения в нее обязанности охранника по совершению обхода здания и территории с оставлением поста охраны в месте обеспечения пропускного режима в учреждение.
Заказчик в свою очередь проинформировал Исполнителя о том, что без данной обязанности охранника должностную инструкцию охранника не согласует.
Данное противоречие между сторонами не устранено до настоящего времени в связи с чем должностная инструкция охранника на объекте охраны на могла быть согласованна и утверждена между странами контракта по объективным причинам.
На основании вышеизложенного, сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, просил не включать, в связи с отсутствием в его действиях какой-либо недобросовестности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.4 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
20.01.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.01.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 20.01.2023 является датой надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 31.01.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 31.01.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнителем не исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Контракт на оказание охранных услуг был заключен Сторонами 20.12.2022. Согласно п. 1.2 Контракта сроки оказания услуг с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Согласно п.1.3 Контракта с момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (приложение N 3 к настоящему Контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к настоящему Контракту).
Согласно п. 2.1.5 Контракта Исполнитель обязан в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с ч. 1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подп. "ж" п. 10 и подп. "б" п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
Согласно п. 2.1.6 Контракта Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до начала оказания охранных услуг.
Согласно п. 4.2.2.4. раздела 4 Технического задания (приложение N 2 к Контракту) Исполнитель утверждает график обхода объекта и направляет Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течении 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято ввиду неисполнения Исполнителем обязательств в объеме, предусмотренном Контрактом и Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Таким образом Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а именно:
1. Объект под охрану не принят, акт принятия объекта(ов) под охрану не подписан;
2. Исполнитель не разработал и не утвердил по согласованию с Заказчиком должностную инструкцию частного охранника на объекте и инструкцию частного охранника на объекте по организации защиты объекта при чрезвычайных ситуациях;
3. Исполнитель не утвердил график обхода объекта и не направил Заказчику для согласования на адрес электронной почты в течение 2 (двух) календарных дней с момента заключения Контракта;
4. Исполнителем в десятидневный срок после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу, не принималось ни каких мер по устранению нарушений условий контракта.
Из представленных возражений Исполнителя следует, что он по сути не согласен с условиями Контракта и Технического задания относительно обязанности охранника по совершению обходов здания, территории и осмотру транспортных средств в период обеспечения им на объекте охраны пропускного режима.
Таким образом по мнению Исполнителя Контракт содержал заведомо неисполнимые условия, которые не соответствуют типовым требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденным Приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".
Рассмотрев возражения Исполнителя по факту одностороннего расторжения контракта Комиссия считает, что установленные заказчиком требования не противоречат действующему законодательству.
Комиссия отмечает что выводы Исполнителя, указанные в своих возражениях, опровергаются решением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 г. по делу N А81-8877/2022, а также решением Ямало-Ненецкого УФАС России N 089/06/33-997/2022 от 24.11.2022 г. в рамках которого жалоба ООО ЧОО "ИЛИР" признана не обоснованной.
Принимая решение об участии в закупке, подавая заявку Исполнитель запрос о разъяснении положений аукционной документации не направлял, согласился оказать услугу на условиях, которые предусмотрены в аукционной документации и не подлежат изменению. Положения аукционной документации Исполнителем не обжаловались, что свидетельствует о том, что Исполнитель не считал положения аукционной документации противоречащими действующему законодательству.
При заключении Контрактов протоколы разногласий в части исполнения условий Контрактов и Технических заданий Исполнитель не направлял.
Комиссия установила, что Заказчиком применен типовой контракт, утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 (далее - Приказ N 149) в полном объеме, при этом его типовые условия не изменены, не удалены, а дополнены дополнительным требованием. Условия контракта по результатам осуществления закупки, на стадии процедуры заключения контракта, согласовываются сторонами правоотношений, что не противоречит законодательству Российской Федерации и требованиям приказа N 149.
В соответствии с приложением N 2 к типовому контракту на оказание охранных услуг, утвержденным приказом N 149, содержание Технического задания определяется Заказчиком самостоятельно.
Ни Законом о контрактной системе, ни Законом N 2487-1, ни Приказом N 149 не предусмотрены ограничения по включению в Техническое задание требований к услугам, которые являются значимыми для Заказчиков, отвечают их потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций Заказчиков при соблюдении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 12.4 приказа Росгвардии от 01.06.2020 N 149, должностная инструкция должна содержать сведения о действиях частного охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ГОСТ Р 58485-2019 "Национальный стандарт РФ. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций", (далее - ГОСТ Р 58485-2019), пунктом 6.4 установлено, что должностная инструкция охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательных организаций) должна включать в себя следующие разделы: - общие положения; - права; - обязанности; - ответственность. Примечание - Порядок действий охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) при возникновении чрезвычайных ситуаций рекомендуется устанавливать в отдельной инструкции по действиям в таких ситуациях.
Порядок допуска на территорию транспортных средств предусмотрен в разделе 4, Типового положения о пропускном и внутриобъектовом режимах, Приложения А к ГОСТ Р 58485-2019. Ссылка на ГОСТ Р 58485-2019 указана в п. 5.2 Технического задания к Контракту.
Согласно п. 4.2 Приложения А к ГОСТ Р 58485-2019 при ввозе автотранспортом на территорию образовательной организации имущества (материальных ценностей) охранником образовательной организации (работником по обеспечению охраны образовательных организаций) осуществляется осмотр, исключающий ввоз запрещенных предметов.
Исполнитель условиями Контракта и Технического задания не ограничен в выборе сил и средств необходимых для исполнения Контракта надлежащим образом.
Исполнителем не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Исполнителя признаки недобросовестности, выраженные в неисполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о наличии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения, выразившегося в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Комиссия полагает, что на момент заключения контракта у Исполнителя не имелось намерений исполнять контракт в соответствии с Техническим заданием Заказчика.
Кроме того, Комиссия приняла во внимание, что в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.12.2022 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО ЧОО "Илир", предложившее наименьшую цену контракта в сумме 640594,40 рублей (снижение цены на 55,15 %).
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Комиссией установлено, что доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для приняли Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.
Бездействие и умышленное неисполнение Исполнителем Контракта поставил под угрозу устойчивое функционирование организации, безопасное нахождение в организации работников и привели к неисполнению организацией Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 N 272.
Поставщик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с Заказчиком.
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Вместе с тем, в рамках данного обращения Заказчика о рассмотрении вопроса о включении (не включении) в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ЧОО "Илир" (ИНН 2463244329), обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлен факт неоднократного включения сведений об ООО ЧОО "Илир" (ИНН 2463244329) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, что в свою очередь свидетельствует о систематическом нарушении ООО ЧОО "Илир" (ИНН 2463244329) существенных условий контрактов, заключенных с различными заказчиками.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО ЧОО "Илир" (ИНН 2463244329), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Мальчиковой Екатерине Константиновне (ИНН: 246313867266), представленные Управлением образования Администрации города Муравленко по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 20.12.2022 N 85/22 на "Оказание охранных услуг", (извещение закупка N 0190300004622000292), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО ЧОО "Илир", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Мальчиковой Екатерине Константиновне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 февраля 2023 г. N 089/06/104-81/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023