Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
При участии:
<__.> - представителя заказчика по доверенности;
<__.> - представителя заказчика по доверенности,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "Партнер-Агро Спб" на действия заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Салехардский центр ветеринарии" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку ушных электронных бирок для идентификации северных оленей, начальная (максимальная) цена контракта - 3 525 000,00 рублей (извещение N 0190200000323000208) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вхд. N 565 от 31.01.2023) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что в действиях заказчика имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, представил возражения и сообщил, что при проведении Аукциона, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте ЕИС;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 23.01.2023 12:54 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 31.01.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 31.01.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.02.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что им был написан запрос разъяснений, где предложил заказчику заменить характеристику товара "материал наконечника - морозоустойчивый поликарбонат" на "материал наконечника - усиленный", на который Заказчик дал ответ, что изменения внесены не будут.
Доводы жалобы сводятся к следующему:
- бирки с морозостойким поликарбонатным наконечником, производит только один производитель Силтэк, это Ушная UHF-бирка СИЛФЛЕКСR 3D-А (ссылка на сайт производителя https://www.siltech.ru/catalog/metka-stag-3da-.html);
- прежде Заказчик успешно использовал бирки других производителей с усиленными наконечниками из других материалов (металла, стекловолокна и др);
- вышеуказанные доводы говорят о составлении Описания объекта закупки под конкретного единственного поставщика и значительном ограничении конкуренции.
Заказчик представил письменные возражения на жалобу (вхд. N 680 от 06.02.2023), с доводами жалобы не согласен, по следующим основаниям:
- ушные электронные бирки закупаются для идентификации северных оленей, их мечения и учета в автономном округе;
- в ходе анализа рынка средств идентификации животных, было установлено наличие в свободном обороте товара, соответствующего требованиям и характеристикам, указанным государственным заказчиком в описании объекта закупки;
- возможность поставки товара, необходимого заказчику подтвердили несколько потенциальных поставщиков, коммерческие предложения о поставке дали ООО "Силтек", ООО "Биотекс-А", ООО "Диалог Плюс";
- заказчик включил в документацию технические и функциональные характеристики закупаемого товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения его основной деятельности;
- в запросе разъяснений заявитель предлагал заменить характеристику "материал наконечника - морозоустойчивый поликарбонат" на "материал наконечника-усиленный". Формулировка запроса заявителя - "материал наконечника-усиленный" не дает четкого представления о видах материалов, из которых предполагается изготовление наконечника. Данные показатели в полной мере достигаются как металлом, так и морозостойкими полимерами. Выбор морозостойких полимеров обусловлен технологическим процессом заказчика по утилизации частей электронной бирки как наиболее простой и экологичный.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка ушных электронных бирок для идентификации северных оленей.
В своей жалобе Заявитель указал, что описание объекта закупки составлено под конкретного единственного поставщика и значительно ограничивает конкуренцию, так как бирки с морозостойким поликарбонатным наконечником, производит только один производитель Силтэк, это Ушная UHF-бирка СИЛФЛЕКСR 3D-А.
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в возражениях, сообщил, что предложения потенциальных поставщиков соответствуют потребности Заказчика.
Из материалов дела следует, что Заказчик получил коммерческие предложения от различных поставщиков. Это является подтверждением того, что продукция, необходимая заказчику, присутствует на рынке в свободном доступе.
Изучив представленные Заказчиком коммерческие предложения Комиссия установила, что они содержат информацию о поставке следующих товаров: - бирка для животных "Силфлекс" 3D-A (RFID UNF), производство РФ; - электронная бирка для животных UNF, производство Китай; круглая ушная бирка UNF с защитой от несанкционированного доступа, производство Китай. Материал бирок указан полиуретан, материал наконечника поликарбонат.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер. Заказчиком при размещении закупки установлены требования к характеристикам товаров соответствующие как минимум двум производителям. Указанные характеристики не нарушают требования Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России отмечает, что Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона о контрактной системе правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Комиссия отмечает, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем товара, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такого товара.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Заявителем в материалы дела не представлено документальное подтверждение того, что у него не было возможности приобрести и поставить товар, необходимый заказчику.
На заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также не представил в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 NИЭА1 в электронном аукционе приняли участие два участника закупки, закупка состоялась.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении о проведении закупки требований к закупаемому товару, не ограничивают конкуренцию и не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Партнер-Агро Спб" на действия заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Салехардский центр ветеринарии" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку ушных электронных бирок для идентификации северных оленей, начальная (максимальная) цена контракта - 3 525 000,00 рублей (извещение N 0190200000323000208), не обоснованной.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 февраля 2023 г. N 089/06/33-76/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023