Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 30.01.2023 N 25 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Уют" (далее - Комиссия), в присутствии представителя заказчика - администрации Прохоровского района, членов комиссии по осуществлению закупок, представителя заявителя - ООО "Уют", рассмотрев материалы дела N 031/06/42-39/2023 по жалобе ООО "Уют" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБОУ "Шаховская СОШ" с. Шахово Прохоровского района" (закупка N0126300030223000006) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Уют" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в закупке.
Заказчик - администрация Прохоровского района, представил возражение на жалобу, считает доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель заказчика - администрации Прохоровского района, члены комиссии по осуществлению закупок поддержали доводы, изложенные в возражениях заказчика на жалобу, считают жалобу необоснованной.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 11.01.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с электронными приложениями.
Объект закупки - капитальный ремонт МБОУ "Шаховская СОШ" с. Шахово Прохоровского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 583 780,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Уют" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0126300030223000006 от 20.01.2023 заявка с идентификационным номером, присвоенным оператором электронной площадки 113388301 отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием решения об отклонении/отстранении заявки на участие в закупке: Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно участник в соответствии с требованиями позиции 10 ПП РФ от 29.12.2021 года N 2571 не представил "Исполненный договор", а представил "расторгнутый".
Такие действия комиссии по осуществлению закупок являются неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закон о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительное требование), а также требование о предоставлении информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки Дополнительному требованию, предусмотренному позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N2571 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) устанавливается Дополнительное требование, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки Дополнительному требованию, указанному в позиции 10 приложения к Постановлению N 2571, относятся: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Комиссией сделан запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с целью предоставления заявок участников закупки в полном объеме.
Анализ заявки с идентификационным номером 113388301 показал, что в качестве подтверждения соответствия пункту 10 раздела 2 приложения Постановления N 2571 представлен исполненный договор на капитальный ремонт спортивного комплекса по адресу п.г.т. Грибановский, улица Комарова 7, Грибановского муниципального района Воронежской области с N 3360900396622000002, стоимость которого составляет 25845592,80 рублей.
Проведя анализ информации, размещенной в ЕИС, Комиссия установила следующее.
В ЕИС в отношении контракта N 3360900396622000002 размещены: акты о приемке выполненных работ, платежные поручения, формы КС-2 и КС-3, что указывает на оплату выполненных работ ООО "Уют".
Кроме того, в ЕИС размещено соглашение о расторжении контракта от 30.12.2022.
Из соглашения о расторжении контракта следует, что расторжение контракта совершено по обоюдному согласию сторон.
Работы по контракту выполнены на сумму 25 845 592,80 рублей.
При этом требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) отсутствуют.
Таким образом, из размещенной в ЕИС информации следует, что расторжение контракта N 3360900396622000002 от 30.12.2022 произошло не по вине общества, не было вызвано неправомерным невыполнением каких-либо возложенных на него обязательств по контракту, а осуществлено по соглашению сторон, в отсутствие взаимных претензий у сторон контракта друг к другу, что свидетельствует об исполнении ООО "Уют" своих обязательств по исследуемому контракту в полном объеме.
Указанный вывод Комиссии согласуется с позицией Арбитражного суда Центрального округа изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2021 года по делу NА54-9347/2020, а также с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 307-ЭС21-5673.
Представителем заказчика и членами комиссии в материалы дела не представлено доказательств тому, что оспариваемый контракт расторгнут в связи с неисполнением ООО "Уют" своих обязательств по контракту и является неисполненным.
Следовательно, такой контракт подтверждает опыт исполнителя работ по контракту в части выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При указанных обстоятельствах у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания по отказу ООО "Уют" в допуске к участию в закупке по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что указывает на обоснованность жалобы ООО "Уют".
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок не соответствуют требованиям пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и, следовательно, нарушают часть 1 статьи 27 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уют" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение части 1 статьи 27, пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 февраля 2023 г. N 031/06/42-39/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023