Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.02.2023 N 31 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Трединком" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - министерства образования Белгородской области, уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, заявителя ООО "Трединком", заинтересованного лица - ООО "Центр инновационных образовательных технологий", рассмотрев материалы дела N 031/06/49-66/2023 по жалобе ООО "Трединком" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка образовательных наборов "14-2023-нр5172" (N закупки 0826500000923000215) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Трединком" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что объектом закупки является поставка образовательных наборов "14-2023-нр5172".
При этом, по мнению заявителя, требования к характеристикам составных элементов требуемого к поставке товара, указанные в Спецификации Приложения 1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки, являются избыточными и ведут к существенному ограничению количества участников закупки. При этом ни извещение об осуществлении закупки, ни данные заказчиком разъяснения положений извещения не содержат корректного обоснования установления таких требований.
В жалобе указаны следующие оспариваемые избыточные, с точки зрения заявителя, элементы:
Плата для беспаечного прототипирования |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Габариты (ДхШхВ) |
Милли-метр |
|
Не более 165х 55х 10 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Встроенный вычислительный микроконтроллер |
Штука |
|
Не менее 1 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения необходимой производительности |
Размеры (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 40 х 26 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Робототехнический контроллер |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Размеры (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 80 х 130 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Модуль технического зрения |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения расширении функционала набора |
Размеры модуля (ДхШхВ) |
Милли-метр |
|
Не более 56х 41х 33 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Плата расширения |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Размеры платы расширения (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 59х46 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Универсальный вычислительный модуль |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Размеры (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 40х 40 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Плата расширения универсального вычислительного модуля. Тип 1 |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Размеры (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 40х40 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
|
|
|
|
|
|
Плата расширения универсального вычислительного модуля. Тип 2 |
|
Наличие |
|
Значение показателя указывается неизменным; |
Обусловлено необходимостью обеспечения выполнения функций, необходимых для осуществления планируемого образовательного процесса, а также вариативности использования набора |
Размеры (ДхШ) |
Милли-метр |
|
Не более 40х 40 |
Указывается конкретное значение показателя; |
Обусловлено необходимостью обеспечения возможности встраивания в малогабаритные корпуса и мобильные платформы |
Заказчик - министерство образования Белгородской области, уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "Трединком", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представил дополнение к жалобе, в котором указано, что оспариваемые требования к товару установлены в извещении об осуществлении закупки в интересах одного производителя, а именно: ООО "Промышленная робототехника".
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что характеристики требуемого к поставке товара, указывают на товар конкретного производителя - ООО "Промышленная робототехника".
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "Трединком", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Трединком", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.01.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка образовательных наборов "14-2023-нр5172".
Начальная (максимальная) цена контракта 18 090 000, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Трединком" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участником закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В извещении об осуществлении закупки в отношении требуемого к поставке товара по позиции 2 Спецификации Приложения 1 указано:
- наименование товара по КТРУ 32.99.53.130-00000345 "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике";
- наименование оборудования в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей, доведенными Министерством просвещения РФ (Письмо от 25.11.2022 г. N ТВ-2610/02) - Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике.
Из КТРУ следует, что позиции 32.99.53.130-00000345 соответствует Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные". |
Комиссией установлено, что исследуемый код ОКПД2 32.99.53.130 не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что из доведенных Министерством просвещения РФ методических рекомендаций следует, что характеристики набора рекомендуется формировать с целью возможности обеспечения учащихся на практике осваивать основные технологии проектирования робототехнических комплексов на примере учебных моделей роботов, а также изучать основные технические решения в области кибернетических и встраиваемых систем.
Набор должен представлять собой как комплекты конструктивных элементов для сборки макета манипуляционного робота, металлических конструктивных элементов для сборки макета мобильного робота, так и электронные компоненты для изучения основ электроники и схемотехники, а также комплектов приводов и датчиков различного типа для разработки робототехнических комплексов.
При этом набор должен быть предназначен для проведения учебных занятий по изучению основ мехатроники и робототехники, практического применения базовых элементов электроники и схемотехники, а также наиболее распростаненной элементной базы и основных технических решений, применяемых при проектировании и прототипировании различных инженерных, кибернетических и встраиваемых систем.
То есть, методические рекомендации указывают на наличие возможности использования составных частей набора при проектировании различных инженерных, кибернетических и встраиваемых систем.
В состав набора при этом должны входить комплектующие и устройства, обладающие конструктивной, электрической, аппаратной и программной совместимостью друг с другом.
Устанавливая требования к техническим характеристикам образовательного набора, заказчик исходил из условий обеспечения легкости конфигурирования роботов и робототехнических комплексов, а также использования с другими модулями, имеющимися в образовательных организациях, заменяемости другими модулями с теми же характеристиками интерфейсов, но, возможно, с улучшенной функциональностью, соответствующей новым требованиям.
Требования к размерам плат обусловлено необходимостью размещения в корпусах управляющих систем совместно с другими платами, а также возможностью встраивания плат в аналогичные системы, имеющиеся в образовательных организациях.
При этом заказчиком указан максимально допустимый размер, который может быть совместим с моделью робота, разрабатываемого на базе робототехнического набора, а также аналогичными системами, имеющимися в образовательных организациях.
Требования к размерам контроллеров, входящих в состав набора обусловлены необходимостью их использования с несколькими робототехническими платформами, имеющимися в образовательных организациях, а также использования, при необходимости, внутри блока управления роботом нескольких плат.
Модуль технического зрения также должен иметь возможность установки в различные роботизированные платформы или их вариации, что накладывает физические ограничения по размерам.
Приобретение наборов с техническими характеристиками, соответствующими заявленным требованиям осуществляется заказчиком с 2021 года. На сегодняшний день в школы области, осуществляющие изучение прикладной робототехники, поступило 90 наборов соответствующих описанным параметрам.
Для обеспечения совместимости устройств между собой, стандартизации обучения и организации учебного процесса, необходимо осуществить закупку оборудования, соответствующего по параметрам тому же типу оборудования, который имеется в наличии в школах.
Габариты комплектующих, используемых при разработке и проектировании, оказывают непосредственное влияние на содержание образовательного процесса. При работе с комплектующими крупных размеров требуется больше расходных материалов и комплектующих для прототипирования (пластик, оргстекло, фанера или металл - все, что может использоваться при изготовлении учащимися моделей роботов). Также важно заметить, что крупные размеры проектируемых моделей требуют большего времени для изготовления, что непосредственно оказывает влияние на продолжительность и качество образовательного процесса.
В связи с этим Заказчик установил требования к значению предельных размеров оспариваемых комплектующих.
Из пояснений заказчика также следует, что установленные требования к максимальным размерам, не ограничивают количество участников закупки.
В доказательство вышеприведенного довода заказчик пояснил следующее.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком изучен рынок цен на образовательные наборы, соответствующие заявленным требованиям.
Так, заказчикам был направлен запрос коммерческих предложений пяти организациям, в результате чего получены коммерческие предложения от трех поставщиков, предложивших требуемый товар разных производителей (копии представлены в материалы дела).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений на участие в аукционе поступило 4 заявки. Из анализа представленных заказчиком заявок на участие в закупке следует, что в двух из поданных заявок не указан производитель наборов, а в двух других указаны различные производители (ООО "Прикладная робототехника" и ООО "Роболаб").
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлен запрос, направленный ООО "Научные развлечения" (производителем, в том числе, образовательных наборов по механике, мехатронике и робототехнике), которое подтвердило, что производимые ими наборы соответствуют требованиям заказчика (письмо от 03.02.2023 г. N 32).
Таким образом, существует как минимум три производителя товара, требуемого к поставке.
При этом какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования к товару, указанные в позиции 2 Спецификации Приложения N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд и ограничению количества участников закупки, в материалах жалобы отсутствуют.
Согласно пункту 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "Трединком".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Трединком" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 10 февраля 2023 г. N 031/06/49-66/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023