Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
...- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2 - ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ" (далее - ГБУ РС(Я) РБ N 2 - ЦЭМП", заказчик): ... (представитель по доверенности), ...(слушатель);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Эколинас" (далее - ООО "Эколинас", заинтересованное лицо, исполнитель): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ГБУ РС(Я) РБ N 2 - ЦЭМП" об участнике закупки ООО "Эколинас" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора CELL-DYN Ruby (изв. N 0816500000622017852), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГБУ РС(Я) РБ N 2 - ЦЭМП" об участнике закупки ООО "Эколинас" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора CELL-DYN Ruby (изв. N 0816500000622017852).
Из обращения заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта являлось нарушение условий государственного контракта.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Эколинас" пояснила, что исполнитель предпринимал все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, установила следующее:
1) 16.11.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000622017852 на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора CELL-DYN Ruby.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 316 156,40 рублей;
3) 24.11.2022 г по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 2 (две) заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе.
4) Согласно указанному протоколу от 25.11.2022 заявка участника закупки ООО "Эколинас" признана соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
5) 09.12.2022 года заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом государственный контракт (реестровый номер контракта 2143511125122000791).
6) 26.12.2022 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Эколинас" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям:
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
09.12.2022 года заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом государственный контракт (реестровый номер контракта 2143511125122000791).
Согласно разделу 2 "Порядок поставки и приемки Товара", государственного контракта от 09.12.2022 г. установлено следующее:
"2.1. Поставщик обязуется поставить Товар по Контракту в полном объеме по заявкам в течение 10 (десяти) календарных дней до 15.12.2023 года.
Место поставки Товара: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. П - Алексеева 83 А, ГБУ РС (Я) "Республиканская больницаN2-Центр экстренной медицинской помощи".
2.2. Поставщик не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания поставки Товара формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который долженсодержать информацию, предусмотренную подпунктами "а" - "ж" пункта 1 части 13 статьи 94 Закона N44-ФЗ"
Из обращения заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее неисполнение заинтересованным лицом обязательств по контракту в установленный срок.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 Порядок расторжения Контракта государственного контракта от 09.12.2022 г. установлено следующее:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.2. По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства."
Учитывая вышеуказанное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 4427 от 26.12.2023 (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 26.12.2022 года, решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 26.12.2022 г.
Согласно сведениям из ЕИС 26.12.2022 09:50 (МСК) Поставщиком получено решение об одностороннем отказе от 26.12.2022 года.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно установленному сроку по части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "Эколинас" нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым 09.01.2023 г.
Таким образом, порядок одностороннего расторжения контракта заказчиком соблюден.
Материалами дела установлено следующее:
09.12.2022 г. заключен государственный контракт N 2143511125122000791 между заказчиком и заинтересованным лицом по цене 980 536,35 рублей.
Пунктом 2.1. государственного контракта определен срок поставки товара по заявкам в течение 10 (десяти) календарных дней до 15.12.2023 года.
12.12.2022 г. от Заказчика в адрес поставщика поступила заявка на поставку Товара.
12.12.2022 г. ООО "Триалаб" (производитель) по поручению заинтересованного лица передал Товар службе доставки грузов ООО "ЖелДорЭкспедиция" для дальнейшей отправки в адрес Заказчика, что подтверждается актом приема-передачи груза от 12.12.2022 г.(скрин приложен)
26.12.2022 г. в адрес заинтересованного лица поступило уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
28.12.2022 г. Заинтересованным лицом в адрес транспортной компании был сделан запрос о месте нахождении груза.
29.12.2022 г. От транспортной компании в адрес заинтересованного лица был получен ответ, из которого следовало, что отправленный Товар на дату принятия решения об одностороннем отказе прибыл в транзитный пункт в г. Иркутск и ожидал открытия сезонной переправы для дальнейшей доставки.
30.12.2022 г. Заинтересованным лицом заказчику было направлено мотивированное возражение на принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.(скрин приложен)
16.01.2023 г. Товар доставлен Заказчику.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя по доверенности ООО "Эколинас" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта, что отражается в предоставленных документах.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Вместе с тем, заказчик на рассмотрении дела пояснил, что не настаивает о включении ООО "Эколинас" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В силу подпункта "в" пункта 15 Правил N 1078, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно сведениям из ЕИС 09.01.2022 года решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.
Между тем, обращение заказчика о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было направлено в Якутское УФАС России 27.01.2023 г.
Таким образом, заказчик направив обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в нарушение установленного законом срока нарушил часть 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения, представленные заказчиком ГБУ РС(Я) РБ N 2 - ЦЭМП" об участнике закупки ООО "Эколинас" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку реагентов для имеющегося гематологического анализатора CELL-DYN Ruby (изв. N 0816500000622017852) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика ГБУ РС(Я) РБ N 2 - ЦЭМП" нарушившим часть 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи тем, что контракт был расторгнут обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 февраля 2023 г. N 014/06/104-99/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2023