Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Югсмартпроект"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Югсмартпроект" (вх. 1524/23 от 01.02.2023) на действия ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0301100052423000001 "Поставка IP видеокамер".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от
05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301100052423000001.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не был установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При описании объекта закупки (далее-ООЗ) Заказчиком установлены следующие требования к товару на основании КТРУ:
Камера видеонаблюдения КТРУ 26.70.13.000-00000004 | |
HD-формат |
Full HD 1080p |
Исполнение |
уличная |
Максимальная рабочая температура |
|
Материал корпуса (кожуха) |
металлический |
Минимальная рабочая температура |
|
Ночная съемка |
да |
Поддержка PoE |
да |
Разъемы |
порт RJ-45, разъем питания DC |
Тип конструкции камеры |
Купольная |
Тип объектива |
фиксированный (монофокальный) |
Угол обзора по горизонтали |
120 градуса |
Функции и возможности |
ИК-подсветка |
Число мегапикселей матрицы |
|
В отношении закупаемого товара заказчиком установлены:
1. Условия допуска, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Ограничения допуска продукции, происходящей из иностранных государств, а именно Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Объектом закупки не является поставка программного обеспечения (далее - ПО), а лишь поставка радиоэлектронной продукции. Кроме того, в рамках описания объекта закупки и проекта заключаемого контракта не предусмотрены:
- поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программноаппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
- поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
- выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
- оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Также Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО.
Поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки является камера видеонаблюдения. Извещение не противоречит требованиям статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, следовательно, Заказчик не обязан устанавливать запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд (далее-Постановления N 1236 ).
Заказчик считает также необходимым отметить, что отсылка Заявителя на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ от 6 ноября 2020 г. N 305-ЭС20- 18037 по делу N А40-177649/2019 является некорректной и не может быть в качестве надлежащего обоснования доводов жалобы, поскольку положения технического задания по закупочной процедуре N0129200005319001554, в рамках которой проводились судебные разбирательства, изначально содержали в себе требования к аппаратно-программному комплексу сбора, обработки, хранения информации, получаемой от автоматических скоростных комплексов весового и габаритного контроля и электронного взаимодействия с внешними информационными системами, т. е. содержала требования к программным модулям специального программного обеспечения, через которые аппаратно-программному комплексу необходимо осуществлять работу. Кроме того, объектом закупочной процедуры N0129200005319001554 являлось оказание услуг аренды автоматизированной системы весогабаритного контроля, что не соотносится с объектом закупки по рассматриваемому делу.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том что видеокамера является отдельным товаром в которой не установлены требования к наличию ПО, а также в КТРУ отсутствует требование о наличии в камерах видеонаблюдения встроенного ПО.
Заказчик просит принять к сведению, что предустановленное ПО в камерах - это микрокод, а не самостоятельное ПО, которое можно закупить и поставить на каком-либо носителе или электронно. Поэтому в случае отнесения микрокода в аппаратных средствах к стандартному программному обеспечению - это подмена понятий.
Материальный носитель, на котором поставляется ПО по смыслу Постановления N 1236 (п.2(1)), это автономный носитель информации (жесткий диск, USB-флешка, CD-диск и т.д.), позволяющий пользователю прочитать (скопировать) это ПО. Согласно Постановлению N 1236 под материальным носителем ПО понимается средство передачи ПО от одного лица другому (поставка). IP-камера таким устройством не является. Материальный носитель в камере это хранилище данных, не предназначенное для передачи ПО и не позволяющее пользователю прочитать содержащуюся на нем информацию. Микрокод в камере видеонаблюдения является встроенным, это ПО является именно микропрограммой и является предустановленным в камерах видеонаблюдения. Данную микропрограмму невозможно самостоятельно установить (размножить, считать) передать на ПЭВМ, микропрограмма устанавливается в процессе производства видеокамеры, микропрограмма в камерах видеонаблюдения производства конкретного производителя не могут работать видеокамере производства другого производителя.
Заказчиком приобретается именно товар, камеры видеонаблюдения. Так, при приобретении, например, электронных часов, калькулятора, мобильного телефона невозможно в отдельности приобрести программное обеспечение, отвечающее за работу данного товара, отчет времени, вычисление, функции звонка и СМС, без приобретения самого оборудования.
Конечным объектом закупки является именно радиоэлектронное оборудование - камера видеонаблюдения (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании.
Аналогию можно провести с наличием различного оборудования в реестре российских промышленных товаров, серверы, персональные и карманные компьютеры, видеокамеры и др., что уже прошли процедуру включения в данный реестр, и в которых так же имеется предустановленный микрокод, нигде и никак не задекларированный и не внесенный в реестр российского программного обеспечения и/или в реестр евразийского программного обеспечения, так как это часть данного оборудования, а не отдельная его единица и производится она самим изготовителем.
Исходя из изложенного, камера видеонаблюдения не является материальным носителем ПО, не подпадает под Постановление N 1236, не содержит в себе ПО согласно установленных требований законодательства и КТРУ, также для выполнения, указанного в ООЗ функционала не требуется стороннее программное обеспечение.
Таким образом, объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не сформированы требования к ПО, в составе описания объекта закупки отсутствует описание, конкретные требования к ПО, что также подтверждается разъяснением положений извещения, согласно которому требования к ПО в ТЗ не сформированы. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО.
Наличие только лишь программного обеспечения в камере недостаточно, необходим определенный набор иных составных частей, чтобы признать ПО подпадающим под действие Постановления N 1236.
Согласно "Единого реестра радиоэлектронной продукции Минпромторга, на рынке зарегистрированы отечественные производители видеокамер, а именно: ООО "Випакс+", ООО "НИЦ Технологии", ООО "Электра" и ООО "Байтэрг" и др.
Все указанные российские производители разработали камеру видеонаблюдения полностью готовой к работе, получили на нее акт экспертизы или СТ-1. Изготовленная видеокамера единый цельный товар, законченное устройство, неразделима от всех составных частей, сразу готова к работе и товар изначально уже российского производства, на него есть документы для подтверждения российского производства и соблюдения при поставке национального режима.
Описание закупаемого товара по КТРУ разрабатывается для полностью готового цельного товара и разделять его на составные части не требуется, тем более добавлять к нему дополнительное ПО.
Для выполнения функционала, указанного в ООЗ для видеокамеры, не требуется стороннее ПО, поэтому требования к ПО для работы с камерой видеонаблюдения в извещении должно отсутствовать.
Таким образом, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в пункте 2(1) Постановления N 1236.
Если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением N 1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 1236, необходимо подготовить обоснование.
При этом отмечаем, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением N1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
Исходя из выше изложенного, Заказчик настаивает, что объект настоящей закупки под положения пункта 2(1) Постановления N1236 не подпадает. Таким образом, Заказчиком правомерно не установлено требование об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления настоящей закупки.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности жалобы не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Югсмартпроект" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 февраля 2023 г. N ТО002/06/106-104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023