Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N 1153/23 от 06.02.2023) о включении сведений об ООО "ПитерСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Из материалов дела Ленинградского УФАС следует, что Заказчиком на сайте zakupki.lenreg.ru (электронный магазин Ленинградской области) размещено извещение для заключения на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракта на оказание услуг по ведению авторского надзора за строительством объекта: "Здание ветеринарной лечебницы без содержания животных, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый бор".
Посредством электронного магазина Участник направил Учреждению оферту на заключение контракта, в результате чего между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 14612-20LO от 30.06.2020 по цене 79 440,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2022 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте и через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 7.3. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п.п. 1.1, 1.3 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок по заданию Заказчика осуществлять авторский надзор за выполнением работ по Объекту в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, определяющей объем, содержание работ по строительству Объекта и другие, а также в соответствии с Приложением N 1 к Контракту, а Государственный заказчик обязуется оплатить надлежащим образом оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта услуги оказываются с даты заключения Контракта в течение всего срока строительства (Объекта) и до даты подписания Государственным заказчиком и Подрядчиком Акта приемки законченного строительством объекта, но не позднее 31.12.2021.
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что приемка оказанных услуг осуществляется после представления Исполнителем заполненного и подписанного со стороны Исполнителя Акта об оказанных услугах в 2 (двух) экземплярах, подтверждающего фактический объем оказанных услуг, а также отчета об оказании услуг.
В соответствии с пунктом 6.1 Контракта Государственный заказчик рассматривает документы, указанные в пл. 6.1, 6.2, 3.1 Контракта в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней и, при отсутствии замечаний, подписывает Акт об оказанных услугах.
В силу пункта 7.1 Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2021 года. В случае если к моменту окончания срока действия Контракта обязательства Сторон не исполнены, окончание срока действия Контракта не влечет прекращения Сторонами обязательств по Контракту и не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение. В этом случае Контракт признается действующим до момента надлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к поставке товара, которая должна соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложений к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято 20.12.2022 в связи с тем, что Участник перестал оказывать услуги по авторскому надзору, с февраля 2022 перестал быть членом СРО, итоговые документы об исполнении обязательств не представлены.
Из материалов дела следует, что Контракт заключен 30.06.2020.
Из пояснений Заказчика следует, что Участник оказывал часть услуг, вместе с тем с 28.02.2022 был исключен из СРО (согласно выписки из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах от 21.11.2022 N 7816657675-20221123-1205 000).
"ПИТЕРСТРОЙПРОЕКТ" являлось членом СРО Ассоциация проектировщиков "Национальное Проектное Объединение" (сро-п-200-23052018).
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авторский надзор контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.
Пунктом 4.1 Приказа Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр "Об утверждении свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" (вместе с "СП 246.1325800.2016. Свод правил...") предусмотрено, что авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на ее основе, рабочей документации.
Заказчик неоднократно в претензиях указывал на необходимость наличия членства в СРО для исполнения Контракта.
Кроме того, в отношении Общества в настоящее время происходит процедура банкротства (дело А56-9997/2022).
Акт сдачи-приёмки законченного строительства нежилого объекта подписан 20.07.2022, объект был введен в эксплуатацию 11.08.2022.
20.12.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 20.12.2022, направлено Участнику почтой России 22.12.2022 (РПО 19102896334851), конверт вернулся отправителю.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем услуг был изначально известен Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги не оказаны в полном объеме (отчетных документов не представлено) и в необходимом качестве (от исполнителя-члена СРО).
Таким образом, Заказчику нанесен значительный ущерб, выраженный в приемке объекта без лица, осуществляющего авторский надзор.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "ПитерСтройПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 февраля 2023 г. N 047/10/104-227/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2023