рассмотрев жалобу ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008976 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА на 2023 год",
УСТАНОВИЛА:
07.02.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" (далее-
Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008976 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА на 2023 год"(далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что в нарушение требований Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далееЗакон о контрактной системе) Заказчик неправомерно отказался от заключения контракта с ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ".
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 354 960,23 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп."а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
31.01.2022 Заказчик разместил Протокол об отказе от заключения контракта от 31.01.2023 NПОК20_1 на основании не соответствие ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ
БОЛЬНИЦА на 2023 год".
В соответствии со ст. 114 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (далее- Воздушного кодекса РФ) авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Пунктом 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Кроме того, Министерством транспорта РФ и Министерством здравоохранения РФ на основании п. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе совместным Приказом N163/342н от 30 мая 2019 года утвержден Типовой контракт на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи (далее - Типовой контракт).
Пунктом 2.3 Типового контракта предусмотрено, что право Исполнителя на выполнение авиационных работ подтверждается сертификатом эксплуатанта, реквизиты которого должны быть указаны при заключении контракта.
Согласно п. 2 Приложения N3 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", входящего в состав национального проекта "Здравоохранение", посредством закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями от 16 декабря 2022 года), под авиационными работами в целях оказания медицинской помощи понимаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов.
Согласно Письму Министерства обороны Российской Федерации о статусе ДОСААФ России и отношении авиации ДОСААФ к государственной авиации от 25.07.2022 ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Кодекса воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 11 ноября 2022 N ПИ/102875/22 в случае, если воздушные суда организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, а также иных участников, не имеющих сертификат эксплуатанта гражданской авиации на проведение авиационных работ, не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации, и сами организации не относятся к гражданской авиации, правовые основания для участия в закупках, в которых установлено требование о наличии у участника закупки сертификата эксплуатанта, отсутствуют.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации, размещенным 16.11.2022 на официальном сайте министерства: "Ространснадзора доводит до сведения поднадзорных субъектов в области гражданской авиации позицию Минобороны России и ФАС России об отсутствии правовых оснований для участия в государственных закупках по выполнению авиационных работ в гражданской авиации авиационных структур ДОСААФ России, не имеющих сертификат эксплуатанта, использующих воздушные суда, не зарегистрированные в государственном реестре воздушных судов гражданской авиации, а также иных организаций, не имеющих сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ".
Таким образом, победитель аукциона должен иметь сертификат эксплуатанта, в котором в соответствии с требованиями воздушного законодательства должно быть указано воздушное судно, отнесенное к гражданской авиации, зарегистрированное в Государственном реестре гражданской авиации РФ.
Аналогичные сведения указаны в представлении Саратовской транспортной прокуратуры от 18.01.2023.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что у Победителя аукциона ПОУ "Саратовский АСК им Ю.А. Гагарина ДОСААФ России" отсутствуют документы, которые разрешали бы этой организации выполнять авиационные работы в целях оказания медицинской помощи.
Так, согласно пункту 1 Технического задания к проекту контракта, исполнитель обязан иметь на воздушное судно сертификат летной годности (СЛГ), выдаваемый в порядке ст. 36 Воздушного кодекса РФ, согласно которой СЛГ выдается только на гражданские воздушные суда.
На основании пункта 3.1.8 проекта контракта исполнитель обязан иметь на борту воздушного судна документацию, предусмотренную ст.67 Воздушного кодекса РФ: свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна, а также сертификат эксплуатанта, который на основании ст.61 Воздушного кодекса РФ и Федеральных авиационных правил N494 выдается авиакомпании гражданской авиации.
Кроме того, пунктом 4 Технического задания к проекту контракта установлено, что полетное время - время с момента начала вращения лопастей несущих винтов воздушного судна перед взлетом и до момента их полной остановки после окончания полета. Согласно пункт 8.2 Технического задания к проекту контракта исполнитель обязан осуществить вылет по маршруту полета в пункты посадок, указанные в заявке. Так, пунктом 12 Технического задания к проекту контракта предусмотрено, что исполнитель обязан иметь возможность выполнять посадки на площадках, в том числе в городе Саратове.
Из представленных в ходе аукциона ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" документов следует, что победитель аукциона не имеет сертификата эксплуатанта, не имеет вертолетов, отнесенных в гражданской авиации.
Более того, отсутствие у победителя аукциона права выполнения авиационных работ подтверждено официальными сведениями, размещенными на официальном сайте Росавиации - Перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestraviacionnie-raboty/.
Также стоит отметить, что у ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А.
ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" отсутствуют вертодромы в г. Саратове.
Из пояснений Заказчика также следует, что недобросовестное поведение победителя торгов о даче согласия на выполнение авиационных работ вертолетом гражданской авиации при отсутствии у него права на выполнение авиационных работ, подтвержденного сертификатом эксплуатанта, в котором должно быть указано требуемое воздушное судно, допущенное к выполнению этого вида авиационных работ, ставит не только под угрозу жизнь и здоровье пациентов, так как предметом работ является авиаработы в целях оказания медицинской помощи, но и свидетельствует о недобросовестной конкуренции со стороны ПОУ "Саратовский АСК им Ю.А. Гагарина ДОСААФ России".
На основании вышеизложенного, действия Заказчика по отказу от заключения контракта с ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА ДОСААФ РОССИИ" на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе не противоречат требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ПОУ "САРАТОВСКИЙ АСК ИМ Ю.А. ГАГАРИНА
ДОСААФ РОССИИ" (далее- Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0860200000822008976 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА на 2023 год" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 февраля 2023 г. N 064/06/31-139/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023