Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 32 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ТеплоПлюс СПб" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2836-ЭП/23 от 03.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем отопления, водоснабжения и водоотведения здания ГБДОУ детский сад N 32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, улица Генерала Хазова, дом 11, литера А (извещение N 0372200215222000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем отопления, водоснабжения и водоотведения здания ГБДОУ детский сад N 32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, улица Генерала Хазова, дом 11, литера А (извещение N 0372200215222000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 361 681,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТеплоПлюс СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТеплоПлюс СПб" заключен государственный контракт N 0372200215222000007-32 от 20.09.2022 на сумму 288 800,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений Участником условий настоящего Контракта, а именно:
9.1.1. задержки Участником хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
9.1.2. если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Участником, либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТеплоПлюс СПб".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт систем отопления, водоснабжения и водоотведения здания ГБДОУ детский сад N 32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, улица Генерала Хазова, дом 11, литера А (далее - Работы) в течение 90 (девяносто) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 2.1 Контракта).
В установленные Контрактом сроки Участник не предоставил Заказчику проектно-сметную документацию. В связи с невыполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
После заключения Контракта ООО "ТеплоПлюс СПб" незамедлительно приступило к его исполнению, в том числе выполнило формальные требования по составлению календарного графика выполнения Работ. Однако календарный график, направленный на согласование Заказчику по электронной почте, согласован Заказчиком не был.
В соответствии с Контрактом в начале октября 2022 года ООО "ТеплоПлюс СПб" было проведено обследование состояния инженерных сетей водопровода и канализации в здании ГБДОУ детский сад N 32 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу г. Пушкин, улица Генерала Хазова, дом 11. Обследование проводилось в присутствии ответственной Михалевой В. Н.
На подпись Заказчику по электронной почте ООО "ТеплоПлюс СПб" был отправлен дефектный акт по результатам обследования, однако он также остался без согласования или предоставления мотивированных замечаний со стороны Заказчика.
Составление технического заключения, которым в соответствии с ГОСТ 31937-2011 должно было заканчиваться обследование, не было указано в Техническом задании к Контракту и, соответственно, не составлялось ООО "ТеплоПлюс СПб".
На устный запрос ООО "ТеплоПлюс СПб" в ходе обследования сетей Заказчиком были предоставлены поэтажные планы здания детского сада, скопированные из технического паспорта, которые не содержали критически необходимых для разработки проектной документации данных о функциональном назначении помещений.
Представитель Участника сообщил, что Техническим заданием к Контракту предусматривались обмерные работы, однако не предусматривалась разработка обмерных чертежей, следовательно, Заказчик изначально предполагал, что чертежи должны выполняться на тех поэтажных планах, которые были им предоставлены.
При проведении обследования ООО "ТеплоПлюс СПб" с ответственной Михалевой В.Н. было оговорено, что ввиду того, что часть предусматриваемых проектом работ была уже выполнена ранее, и соответственно часть необходимых санитарно-технических приборов уже установлена, то по присланным на согласование планах Заказчиком будет указано, какие приборы уже установлены, и соответственно не должны попасть в смету для исключения повторного выделения денег на их приобретение. Поэтому в письме N 01/2023 от 09.01.2023, которым ООО "ТеплоПлюс СПб" на согласование были направлены планы сетей водопровода и канализации, содержалась также просьба указать какие именно приборы уже установлены и соответственно их не надо включать в смету, а также просьба уточнить представленные планы, с указанием функционального назначения помещений и количества детей в каждой группе.
В ответ на письмо ООО "ТеплоПлюс СПб" только через неделю Заказчик отправил претензию N 1 от 16.01.2023, в которой Заказчик предложил закончить все Работы к 17.01.2023, что, по невозможно было выполнить по той причине, что нормативная продолжительность государственной экспертизы сметной документации, предусмотренной Техническим заданием, составляет 20 календарных дней, и за 1 сутки выполнить это технически было невозможно.
На указанное письмо Заказчика ООО "ТеплоПлюс СПб" был направлен ответ N 06/2023 от 17.01.2023, в котором сообщалось, что выполнить требования претензии невозможно, и повторно предлагалось представить необходимые исходные данные.
В ответ на это письмо на бланке детского сада, без указания регистрационного номера, Заказчик фактически отказался предоставлять необходимые исходные данные и заявил о начале процедуры одностороннего расторжения контракта. Также этим письмом Участнику было вменено в вину недостаточное качество выполненных чертежей. Вместе с тем, Участник считает, что этот вывод не подтвержден никакими доказательствами, так как качество проектных работ определяется только государственной экспертизой.
По словам представителя Участника, ООО "ТеплоПлюс СПб" намеревалось добросовестно исполнить Контракт, однако недобросовестное поведение Заказчика, отказавшегося предоставлять необходимые исходные данные, послужило причиной неисполнения Контракта в установленные Контрактом сроки.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТеплоПлюс СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ТеплоПлюс СПб" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ТеплоПлюс СПб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТеплоПлюс СПб" (ИНН: 7810899420), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 февраля 2023 г. N РНП-78-229/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2023