Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" (далее - Заказчик):;
ООО "Савир" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3104-ЭП/23 от 07.02.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств Лот 3 в 2023 году (извещение N 0372200030123000001) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.01.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030123000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 378 986,95 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5-6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Приложение_N1_к_Извещению_Описание_объекта_закупки_(реагенты_для_лаборат ории)_.doc" к извещению об осуществлении закупки.
Предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
На заседании Комиссии УФАС отмечено, что описание объекта закупки по требуемым позициям сформировано Заказчиком как с применением информации, включенной в позиции КТРУ, с учетом дополнительной информации (дополнительных требований), так и в соответствии с ОКПД2 и требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, при описании объекта закупки в извещении по товарной позиции N7 "Средство дезинфицирующее" Заказчиком по показателю "Выход рабочего раствора для дезинфекции ИМН и эндоскопов, совмещенной с ПСО, при бактериальных, вирусных инфекциях и кандидозах, л" установлено требование: "250".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в рассматриваемой части была допущена техническая ошибка, а именно перед значением не было указано словосочетание "не менее".
Исходя из приведенного выше описания и представленных возражений следует, что Заказчиком в полном объеме не определено минимальное значение показателя, что не позволяет в достаточной степени определить потребность Заказчика, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
В отношении остальных доводов жалобы в части нарушения правил описания объекта закупки представитель Заказчика пояснил следующее:
По товарным позициям N3 и N 4: Заказчиком для средства "Жидкое мыло", которое должно иметь густую, гелеобразную консистенцию, а не жидкое средство, напоминающее собой воду, для наиболее точных требований к характеристике средства выбран код позиции 20.20.14.000-00000002 (форма выпуска: гель).
В соответствии с п. 3544 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" "Дезинфекции подлежат объекты, которые могут служить факторами передачи ИСМП". К таким факторам, в частности, относятся постельные принадлежности, больничный текстиль, уборочный инвентарь, одежда персонала.
Основные дезинфекционные мероприятия осуществляются централизовано, стирка с дезинфекцией производится в прачечных, осуществляющих стирку больничного белья. Мероприятия производятся в соответствии с требованиями, в том числе в соответствии с МУ 3.5.736-99 "Методические указания. Технология обработки белья в медицинских учреждениях" от 16.03.99 г. Приложение N3 к Методическим указаниям, на которые ссылается Заявитель, введенные в действие в 1999 году, содержит ограниченный перечень средств дезинфекции, а именно только растворы хлорамина, натриевой (калиевой) соли дихлоризоциануровой кислоты, перекиси водорода и растворы конкретных дезинфицирующих средств (Клорсепт, Пюржавель и Аламинол), т.е. приложение содержит ограниченный и устаревший с учетом времени перечень.
В настоящее время ассортимент средств, разрешенных для дезинфекции белья, существенно расширился. Средства, содержащие в своем составе действующие вещества из различных химических групп, зарегистрированы в установленном порядке и разрешены к применению в медицинских учреждениях.
В то же время СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" обязывает проведение экстренных мероприятий до направления белья в прачечную. Согласно п. 3472 "При загрязнении кровью или другими биологическими жидкостями, а также при уколах и порезах проводят следующие мероприятия: при попадании крови других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в герметичном мешке направить для стирки с дезинфекцией в прачечную, осуществляющую стирку больничного белья".
По товарной позиции N8 требования к расходу средства - объекту закупки описаны Заказчиком следующим образом: количество средства для приготовления 10 л раствора для дезинфекции поверхностей при бактериальных и вирусных инфекциях, применяемого при экспозиции не более 10 минут, не более 4 таблеток.
Требования к расходу средства определены и обоснованы потребностью Заказчика в общем количестве каждого средства и регламентом его применения, оптимальным для Заказчика временем обеззараживания объектов.
По товарной позиции N9: средство предназначено для использования в моюще-дезинфицирующих машинах. Первоочередным требованием к средству для выполнения машинной обработки является его низкое пенообразование.
Согласно п. 6.24 Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях при выборе ДС, используемых для механизированной мойки и дезинфекции, предпочтение следует отдавать малопенящимся средствам. Пена может значительно снизить эффективность механизированной обработки.
Согласно п. 6.30 Федеральных клинических рекомендаций по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях критериями выбора средств для предстерилизационной очистки медицинских изделий (окончательной очистки эндоскопов) являются:
- наличие моющих свойств, позволяющих удалять загрязнения различной природы (органические и неорганические, включая остатки лекарственных препаратов);
- безопасность для персонала и пациентов в применяемых режимах обработки;
- отсутствие повреждающего действия на обрабатываемые изделия в применяемых режимах обработки; низкое пенообразование (для средств, применяемых механизированным способом).
- низкое пенообразование (для средств, применяемых механизированным способом).
По товарной позиции N10: Заказчик в описании объекта закупки указаны требования к составу - средство для очистки медицинских изделий, на основе щелочи, неионогенных ПАВ. Дополнительные требования, особенно к процентному составу, будут являться излишними требованиями.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика и обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств. Все установленные дополнительные (уточняющие) характеристики в отношении товаров обоснованы в соответствии с требованиями нормативных документов и потребностей Заказчика с учетом специфики деятельности.
Исходя из изложенного, в рассматриваемом случае, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Савир" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2023 г. N 44-431/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023