Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3080-ЭП/23 от 07.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства путем выставления постов в едином ПУ ОТБ и привлечения группы быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности (извещение N 0372200290022000212),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства путем выставления постов в едином ПУ ОТБ и привлечения группы быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности (извещение N 0372200290022000212) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 46 614 388,86 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" заключен государственный контракт N 212-ООТБ от 23.12.2022 на сумму 46 381 316,92 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениям к нему Участник обязался оказать услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства путем выставления постов в едином ПУ ОТБ и привлечения группы быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности (далее - Услуги) в течение шести календарных месяцев с даты передачи Заказчиком ОТИ Участнику по Актам приема-передачи ОТИ для оказания услуг (п. 2.2 Контракта).
В соответствии с п. 4.3.4. Контракта Участник обязуется принять от Заказчика по Актам приема-передачи ОТИ для оказания услуг.
Согласно п. 4.3.5. Контракта Участник обязуется принять от Заказчика по Актам приема-передачи помещения для размещения стационарных постов подразделения транспортной безопасности и технические средства обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 4.3.6. Контракта установлено, что Участник обязуется после заключения Контракта в течение 2 (двух) рабочих дней направить в адрес Заказчика письменный запрос об ознакомлении представителя Участника с планами обеспечения транспортной безопасности, приказами, распоряжениями и иными документами по вопросам обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
В соответствии с п. 4.3.7. Контракта Участник обязуется после заключения Контракта в течение 4 (четырех) рабочих дней направить представителя Участник для ознакомления с документами, указанными в п. 4.3.6. Ознакомление с документами производится по адресу: 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 42.
Вследствие ненадлежащего исполнения своих обязательств со стороны Участника Заказчиком выставлены следующие претензии:
- от 16.01.2023 N 01/03-У-23 за неисполнение Участником своих обязательств по Контракту, предусмотренных п. 4.3.6, 4.3.7 Контракта;
- от 18.01.2023 N 01/04-У-23 за неисполнение Участником своих обязательств по Контракту, предусмотренных п. 4.3.4, 4.3.5 Контракта.
По состоянию на 20.01.2023 вышеуказанные обязательства не были выполнены Участником. К оказанию Услуг Участник не приступил, конклюдентные действия по исполнению Контракта со стороны Участника отсутствовали.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик на основании п. 12.3 Контракта, п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 8-23 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.01.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" в целях своевременного и надлежащего исполнения обязательств по Контракту направило в адрес Заказчика:
- письмо N 160/ПТБ от 27.12.2022, в соответствии с которым Участником были запрошены доступ для ознакомления с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, а также с приказами, распоряжениями и иными документами по вопросам обеспечения транспортной безопасности, дата прибытия ответственного сотрудника 29.12.2022.
Соответственно, требования п.п. 4.3.6, 4.3.7 Контракта исполнены ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН".
- письмом N 165/ПТБ от 31.12.2022 Участник, руководствуясь п.п. 4.1.1, 4.1.2 Контракта и по результатам ознакомления 28.12.2022, 30.12.2022 ответственного сотрудника ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН", сообщил Заказчику о выявленных недостатках:
1. Ознакомление с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществлено исключительно по следующим объектам транспортной инфраструктуры из необходимых 43 (сорока трех) ОТИ:
- Путепровод тоннельного типа (Транспортный тоннель на Пироговской набережной)
- Путепровод через Зеленогорское шоссе в районе ст. Репино;
- Мост Бетанкура;
- Путепровод в створе пр. Александровской Фермы;
- Транспортный тоннель у Литейного моста (правый берег);
- Тоннель транспортного узла правобережного съезда с Литейного моста.
2. Технические средства обеспечения транспортной безопасности ОТИ представителю Участника не были переданы;
- несоответствие с требованиями Технического задания Контракта, конкретно несоответствие в месте дислокации смен групп быстрого реагирования ПТБ.
- на ОТИ "Единый ПУ ОТБ" выявлено, что не подготовлены рабочие места для операторов технических средств обеспечения транспортной безопасности.
На основании вышеизложенного, выражая готовность исполнения принятых на себя обязательств, Участник уведомил Заказчика и указал на необходимость устранить выявленные замечания, с целью подписания Актов приема/передачи ОТИ под защиту, а также сообщить дату, время и место ознакомления с планами обеспечения транспортной безопасности и приемки ОТИ (исх. 165/ПТБ от 31.12.2022). Заказчик оставил письмо без внимания.
- повторно аналогичное письмо N 176/ПТБ от 10.01.2023 с просьбой устранить выявленные недостатки и назначить дату, время и место ознакомления с планами обеспечения транспортной безопасности и приемки ОТИ Участник направил в адрес Заказчика. При этом данное письмо также оставлено Заказчиком без внимания.
- Участник письмом N 06/ПТБ от 18.01.2023 направил в адрес Заказчика запрос о месте расположения служебных автомобилей, об отсутствии утвержденных Заказчиком инструкций, приказов, о необходимости сообщить дату, время и место приема/передачи технических средств. Письмо также оставлено Заказчиком без внимания.
Таким образом ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" исполнило принятые на себя обязательства, ответственный представитель осуществил частичное ознакомление с планами обеспечения транспортной безопасности, приказами, распоряжениями и иными документами по вопросам обеспечения транспортной безопасности, осуществил объезд объектов транспортной инфраструктуры 30.12.2022, однако выявленные замечания в силу ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации не позволили подписать акты приема передачи ОТИ, на повторное предложение к приемке/сдаче ОТИ и технических средств Заказчик Участнику не ответил.
Дополнительно намерения и готовность исполнять Контракт со стороны ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" подтверждают:
- письмо N 01/ПТБ от 10.01.2023 о направлении в адрес Заказчика инструкций, определяющих функциональные обязанности работников ПТБ и распорядки дня дежурной смены ПТБ на согласование, во исполнение п. 4.3.8 Контракта.
- письмо N 02/ПТБ от 12.01.2023 о направлении в адрес Заказчика инструкций, определяющих функциональные обязанности работников ПТБ и распорядки дня дежурной смены ПТБ на согласование, во исполнение п. 4.3.8 Контракта.
- письмо N 07/ПТБ от 19.01.2023 о направлении списка работников ПТБ, привлекаемых для защиты ОТИ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" неоднократно направляло в адрес Заказчика письма, уведомления о готовности исполнять принятые на себя обязательства по Контракту, с целью оказания Услуг, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" недобросовестного характера поведения, направленного на умышленное неисполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПТБ "СПЕЦЗАСЛОН" (ИНН: 7842149830), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2023 г. N РНП-78-240/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023