Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик):
ООО "Юнитех-М" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3085-ЭП/23 от 07.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку комплектующих и расходных материалов для наркозно-дыхательного оборудования и выполнение работ по комплексному техническому и сервисному обслуживанию наркозно-дыхательного оборудования для нужд СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" в 2023 году (извещение N 0372200133122000386),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплектующих и расходных материалов для наркозно-дыхательного оборудования и выполнение работ по комплексному техническому и сервисному обслуживанию наркозно-дыхательного оборудования для нужд СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" в 2023 году (извещение N 0372200133122000386) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 17 937 981,49 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Юнитех-М".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Юнитех-М" заключен государственный контракт N 03722001331220003860001 от 25.11.2022 на сумму 16 861 702,57 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Юнитех-М".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку комплектующих и расходных материалов для наркозно-дыхательного оборудования и выполнить работы по комплексному техническому и сервисному обслуживанию наркозно-дыхательного оборудования для нужд СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" (далее - Работы) в период c 01.01.2023 по 31.12.2023, согласно утвержденного Заказчиком графика выполнения работ (п. 5.3 Контракта).
Согласно Приложению N 3 к Контракту п. 1, п. 2.1 "Требования к наличию разрешительных документов", Участник обязан предоставить документы до начала выполнения Работ. Также п. 2.1 установлено, что в случае непредставления Участником документов, поименованных в разделе "Требования к наличию разрешительных документов" (Приложение N 3 к Контракту) Заказчик вправе не допустить его к выполнению Работ.
Согласно п. 2.2 Приложения N 3 к Контракту инженер, у которого нет необходимых разрешений на работу, допуска по электробезопасности и иных необходимых по российскому законодательству документов, к выполнению работ не допускается.
В соответствии с согласованным сторонами графиком, первый этап Работ по техническому обслуживания должен был быть выполнен в период с 16.01.2023 по 24.01.2023.
Заказчиком направлялись заявки в адрес Участника на предоставление документов 30.11.2022, повторно 12.12.2022.
Участник сообщил Заказчику о готовности предоставить документы к 31.12.2022.
12.01.2023 в адрес Заказчика были направлены два просроченных сертификата по обучению инженеров компаний ООО "Аргус-СЦ" и ОАО "Медтехника-1" в ООО "Дрегер". Номенклатура медицинских изделий в сертификатах не отражала спектр оборудования производства "Дрегер" спецификации Контракта.
После письма Заказчика о невозможности принять предоставленные документы для допуска специалистов ООО "Юнитех-М" к Работам, Участник направил дополнительный пакет документов на инженеров ООО "Ньютон-МТ", также не позволяющий осуществить допуск инженеров к Работам, так как предоставленные документы не соответствовали требованиям Приложения N 3 к Контракту (п. 1. Требования к наличию разрешительных документов, п. 2.1).
17.01.2023 в 13:02 Участнику был направлен срочный вызов на выполнение диагностики и ремонта комплекса анестезиологического (исх. N 11 от 17.01.2023).
Согласно Приложения N 3 к Контракту п. 7. Условия выполнения работ, п. 7.1 прибытие специалиста, обслуживающего медицинскую технику, на срочные вызовы в течение 4 (четырех) часов с момента получения заявки, исключая выходные дни.
Участник ответным письмом сообщил о прибытии инженера по срочному вызову 19.01.2023, таким образом, нарушая сроки/условия выполнения Работ в рамках Контракта.
19.01.2023 для выполнения Работ приехал Черпак А.Ю. Однако документы для его допуска к Работе предоставлены не были.
Заказчик неоднократно запрашивал у Участника документы, на допуск инженеров ООО "Юнитех-М" для выполнения Работ.
Вместе с тем по состоянию на 25.01.2023 Участник не предоставил разрешительные документы для обеспечения допуска специалистов к Работам в рамках Контракта, в этой связи плановые работы и вызовы на аварийные работы не могли быть реализованы ООО "Юнитех-М". Таким образом Участник не исполнил свои обязательства по Контракту.
Исходя из положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
На основании вышеизложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.01.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
06.02.2023 Участник предоставил Заказчику проектную документацию, не соответствующую условиям Контракта (Служебная записка от 06.02.2023).
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Юнитех-М" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что в рамках исполнения Контракта у ООО "Юнитех-М" возникли трудности в его исполнении, а именно:
Первоначально у ООО "Юнитех-М" имелся сотрудник с действующим сертификатом Drager на выполнение Работ, однако в начале декабря 2022 года данный сотрудник уволился по собственному желанию, в результате чего ООО "Юнитех-М" начало искать замену данному сотруднику (вместе с тем документов, подтверждающих данный факт, Участником на заседание Комиссии УФАС представлено не было).
В штате ООО "Юнитех-М" уже имелись специалисты, имеющие опыт и проходившие необходимые курсы для работы с оборудованием Drager однако, в связи с тем что производитель медицинского оборудования является немецкой компанией, обновить сертификаты является затруднительной процедурой, даже несмотря на наличие официального дилера в России.
12.01.2023 ООО "Юнитех-М" направило в адрес Заказчика сертификаты на Кныша Дмитрия Юрьевича и Федоренко Дмитрия Константиновича которые имеют опыт работы с данным оборудованием Drager.
13.01.2023 от Заказчика был получен отказ в связи с просрочкой сертификатов.
16.01.2023 ООО "Юнитех-М" направило Заказчику сертификаты на Варакина Дмитрия Михайловича и Гринева Сергея Владимировича.
17.01.2023 на данных сотрудников так же поступил отказ, так как их сертификат включает лишь общее разрешение на работу с медицинской техникой, а Заказчик требовал конкретно разрешение на работу с оборудованием Drager.
19.01.2023 ООО "Юнитех-М" направило запрос официальному дилеру ООО "Дрегер" с просьбой проведения технического обслуживания у Заказчика.
25.01.2023 ООО "Юнитех-М" направило в адрес Заказчика товар в соответствии с п. 3.2 Контракта.
31.01.2023 Заказчик отказал в приемке запасных частей под предлогом непредставления сертификата на инженера, хотя данные обстоятельства не относятся к поставке запасных частей, предусмотренных Контрактом.
02.02.2023 ООО "Юнитех-М" повторно направило запрос с просьбой ответить на заявку.
03.02.2023 ООО "Дрегер" направило ответное письмо с информацией о конкретном сотруднике, который занимается данными заявками по региону.
06.02.2023 ООО "Юнитех-М" удалось договориться с ООО "Дрегер" и в адрес ООО "Юнитех-М" было выслан сертификат на Епанчинцева Ивана Юрьевича для выполнения Работ по обслуживанию медицинской техники Drager.
06.02.2023 ООО "Юнитех-М" направило в адрес Заказчика письмо с исх. N 32, в котором указало на обстоятельства, которые привели к данной ситуации и просили отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, приложив к нему Сертификат от 23.11.2022 на Епанчинцева Ивана Юрьевича для оказания услуг по обслуживанию медицинской техники Drager. Однако Заказчик не отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Юнитех-М" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, по словам представителей Заказчика, в письме N 32 от 06.02.2023 сертификата на Епанчинцева Ивана Юрьевича не содержалось. Доказательств надлежащего исполнения Контракта Участником на заседание Комиссии УФАС не представлено.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не выполнил обязательства по Контракту и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС представители Заказчика настаивали на включении ООО "Юнитех-М" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Юнитех-М", ИНН: 5050111682, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Черпак Алексей Олегович, ИНН: 253605275490, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Юнитех-М" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.02.23 |
08.02.23 |
07.02.23 |
0 |
07.02.23 |
14.02.23 |
13.02.23 |
0 |
16.02.23 |
16.02.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2023 г. N РНП-78-243/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023