Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
МА МО Правобережный (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Гатилова В.С. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3369-ЭП/23 от 09.02.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок МА МО Правобережный (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по подготовке, выпуску и распространению информационно-публицистического бюллетеня "Оккервиль" (извещение N 0172300002223000002) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 28.01.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300002223000002.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 578 000,02 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении его заявки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Из материалов дела следует, что заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Причина несоответствия: отклонение ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ:
Руководствуясь пп. "а" п.1 ч.3 ст.50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ (далее - Закон), комиссия отклоняет заявку по основанию, предусмотренному п.1 ч.12 ст.48 Закона (за несоответствие представленной в заявке информации требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки).
Согласно ч.1 ст.50 Закона, а также требованиям Извещения (см. ппп. "а)" пп.2 п.2.2 подраздела "2. Общие требования к составу заявки" и п.3.9, 3.9.1 подраздела "3. Инструкция по заполнению заявки" Раздела "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ЗАПРОСЕ КОТИРОВОК"), заявка на участие в закупке должна содержать информацию, предусмотренную пп. "а" п.2 ч.1 ст.43 Закона, а именно: характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона.
Также согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона информация о товаре, предусмотренная пп. "а" п.2 ч.1 ст.43 Закона, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Извещением (см. п.2.2.3 Раздела 2 Описания объекта закупки и п.3.9.1 "Инструкция по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки" (далее - Инструкция) подраздела "3. Инструкция по заполнению заявки" Раздела "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ ЗАПРОСЕ КОТИРОВОК") установлено, что участник закупки при подготовке информации о характеристиках предлагаемого им товара (поставляемого при оказании услуг) должен использовать требования к таким товарам, содержащиеся в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
В Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки по товару "Информационно-публицистический бюллетень "Оккервиль" тип 1" требуется показатель "Конструкция": Для набора текста номера бюллетеня должно применяться не меньше двух гарнитур шрифта.
Подпунктом 2.1 п.2 Инструкции установлено следующее: "При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя без использования слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и слов, символов, перечисленных в п. 3.1 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком".
То есть, поскольку указанное выше требование к значению показателя "Конструкция" этого товара установлено с использованием словосочетания "не меньше", не предусмотренного положениями п. 1.1-1.4 и п. 3.1 Инструкции, то участник закупки должен был указать значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком.
Также участник закупки должен был учесть положение п.4 Инструкции, не допускающее указание в составе заявки слова "должен" и его производных, относящихся к значению показателя.
В заявке (см. файл "Функциональные характеристики объекта закупки.pdf") по товару "Информационно-публицистический бюллетень "Оккервиль" тип 1" указано "Конструкция: Для набора текста номера бюллетеня Применяется две гарнитуры шрифта". То есть, представлено значение этого показателя этого товара, не соответствующее указанным выше положениям Инструкции, поскольку оно не является полностью соответствующим значению, установленному Заказчиком.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ЕИС электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"Участник закупки при формировании предложения в отношении объекта закупки должен предоставить:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Участник закупки при подготовке информации о характеристиках предлагаемого им товара, соответствующего показателям, установленным в Описании объекта закупки, использует требования к товарам, содержащиеся в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
Информация о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующего показателям, установленным в Описании объекта закупки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией, и может быть оформлена в произвольной форме.".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки Заказчиком были установлены следующие определения:
Характеристики предлагаемого участником закупки товара (далее - конкретные показатели) - предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в заявке указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение показателя товара).
Как указано выше и как не оспаривается Заявителем, в требовании к значению показателя "конструкция" товара "Информационно-публицистический бюллетень "Оккервиль" тип 1" используется указание на минимальность или максимальность "не меньше".
Данное словосочетание является указанием на минимальность или максимальность в соответствии с определением пункта 4 Инструкции: "Указание на минимальность или максимальность показателя - это используемое в описании объекта закупки указание на максимальность и (или) минимальность, производимое путем включения в требования к значению показателю товара слов ("от", "до", "более", "менее"), словосочетаний ("не менее", "не более", "не меньше", "не ниже", "не выше", "не больше"), символов ("", "<", "
")."
При этом правил использования указаний на минимальность "не меньше" в Инструкции нет:
1.1 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("от") или словосочетаний ("не менее", "не ниже") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки минимального значения показателя.
1.2 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("более") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
1.3 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("менее") или символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
1.4 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("до") или словосочетаний ("не более", "не выше", "не больше") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки максимального значения показателя.
Однако данное обстоятельство не значит, что в отношении указания на минимальность показателя "не меньше" в Инструкции не установлены правила. Как можно убедиться, в пункте 2 Инструкции установлено следующее:
2. показатели, значения которых не могут изменяться;
2.1 При указании Заказчиком в Таблице 3 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя без использования слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и слов, символов, перечисленных в п. 3.1 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком.
2.2 Во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, значения показателей считать неизменяемыми. (в том числе, если применение используемых в описании объекта закупки указаний на максимальность и (или) минимальность из пунктов 1.1-1.4 не описано в пунктах 1.5-1.7 инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки).
Как выше было пояснено Заказчиком, указание на минимальность показателя "не меньше" не включено в перечень указаний на минимальность или максимальность показателя, в отношении которых существуют прямые правила в пунктах 1.1-1.4 Инструкции. Следовательно, такой показатель является неизменяемым.
Более того, в пункте 2.1 Инструкции указано, что в случае, если указание на минимальность или максимальность показателя отсутствует в пунктах 1.1-1.4 Инструкции, то конкретным значением показателя является значение, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком.
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок, Комиссия УФАС констатирует, что комиссия по осуществлению закупок Заказчика не имела достаточных оснований для признания, вышеуказанных конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок имела достаточные основания для отклонения заявки на участие в запросе котировок (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, в условиях отсутствия пояснений со стороны Заявителя, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Гатилова В.С. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2023 г. N 44-440/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023