Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Сигма-Ави" (далее - заявитель, общество) на положения извещения электронного аукциона на цифровое оборудование для создания и обеспечения функционирования Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (N закупки 0328300126023000013) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - МБОУ "Шевинская основная общеобразовательная школа Ковровского района _ (доверенность от 08.02.2023 N 21), представителя уполномоченного органа - Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации _ (доверенность от 09.02.2023 N 2), представителя заявителя _ (доверенность от 03.03.2023 N 28).
09.02.2023 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до
10.02.2023.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-59/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на цифровое оборудование для создания и обеспечения функционирования Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (N закупки 0328300126023000013).
Заявитель полагает, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями действующего законодательства.
В частности заявитель указал на следующее: 1. В описании объекта закупки имеются различные невзаимосвязанные, не связанные объекты (в рассматриваемом случае "микроскоп цифровой КТРУ 26.51.61.110-00000005", который никак не поименован, не предусмотрен, не имеет отношения к программе согласно Приказа Минпросвещения РФ от 23.08.2021 N 590 и Письма от 25 ноября 2022 N ТВ-2610/02).
2. В описании объекта закупки в составе цифровых лабораторий в значении показателей (характеристик) содержится в том числе конструктор для проведения экспериментов. Однако в письме о примерном перечне оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для центров образования "Точка роста" данная позиция имеется только в составе цифровых лабораторий по физике.
3. В описании датчиков требуемых к поставке цифровых лабораторий указано: "беспроводной мультидатчик и набор датчиков по соответствующей предметной области", при этом в описании закупки отсутствует какие датчики должны быть в составе самого комплекса лаборатории.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности жалобы. Также представитель заказчика пояснил, что при описании объекта закупки соблюдены требования Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Описание типов датчиков цифровых лабораторий для школьников осуществлялось строго в соответствии с КТРУ.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
03.02.2023 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300126023000013 о проведении электронного аукциона на цифровое оборудование для создания и обеспечения функционирования Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 746 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
В Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки установлено описание объекта закупки - Цифровое оборудование для создания и обеспечения функционирования Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заказчиком установлено ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Рассмотрев описание объекта закупки, Комиссия установила, что закупается товар с кодом 26.20.40.190-00000009 цифровая лаборатория для школьников по предметам, 26.51.61.110-00000005 микроскоп цифровой.
Данные товары включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (код содержится в перечне).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что данные товары не являются различными и невзаимосвязанными. При рассмотрении жалобы представителем заявителя не предоставлено документарных доказательств того, что заказчиком закупается товар, функционально не связанный, а также то, что закупаемые позиции неправомерно объединены в одну закупку. Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
2. Как было указано выше, 03.02.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение по рассматриваемой закупке со всеми приложениями.
09.02.2023 заказчиком размещены изменения извещения, касающиеся описания объекта закупки.
Заказчиком из позиций: цифровая лаборатория для школьников (биология), цифровая лаборатория для школьников (химия), цифровая лаборатория для школьников (Экология), цифровая лаборатория для школьников (физиология) исключен конструктор для проведения экспериментов.
Таким образом, второй довод жалобы не находит своего подтверждения, так как на момент принятия решения спорное требование заказчиком устранено.
3. В соответствии с пунктом 4 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Комиссией установлено, что закупаемый товар описан заказчиком в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, то есть применены и использованы характеристики в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сигма-Ави" на положения извещения электронного аукциона на цифровое оборудование для создания и обеспечения функционирования Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (N закупки 0328300126023000013) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 февраля 2023 г. N 033/06/33-59/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023