В соответствии с приказами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 02.02.2023 N12 и от 13.02.2023 N14 Комиссией Мурманского УФАС (далее в том числе - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителей Комитета по конкурентной политике Мурманской области Ульяновской А.А., Речкиной Н.Н.,
представителя ММБУ "Управление дорожного хозяйства" Королевой Е.А.,
проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ММБУ "Управление дорожного хозяйства" при заключении контракта с единственным поставщиком на установку отапливаемых остановочных комплексов, оснащенных smart-системами (реестровый номер контракта: 3519091812322000258).
Проверка начата 13 февраля 2023 года, окончена 16 февраля 2023 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Поводом для проведения внеплановой проверки послужило обращение "Народный Фронт "За Россию".
По итогам внеплановой проверки Комиссия Мурманского УФАС России установила следующее.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации в период до 31 декабря 2023 года предоставлено право установить в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определить порядок осуществления закупок в таких случаях.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Мурманской области от 21.03.2022 N 190-ПП "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области и муниципальных нужд муниципальных образований Мурманской области" (в редакции действующей на дату осуществления закупки) (далее - Постановление N 190-ПП) установлены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также утвержден порядок их проведения, среди которых: закупка товаров, работ, услуг на сумму, превышающую пять миллионов рублей, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Мурманской области или правовым актом администрации муниципального образования Мурманской области, для обеспечения государственных или муниципальных нужд соответственно на основании решения Президиума Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области (далее - Президиум, Президиум Регионального штаба) .
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Мурманской области и муниципальных нужд муниципальных образований Мурманской области, утвержденных Постановлением N 190-ПП (далее - Порядок, Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)), закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую пять миллионов рублей, проводится в следующем порядке:
1) Заказчик формирует и направляет в Комитет по конкурентной политике Мурманской области информацию и документы в соответствии с пунктом 3.1 Порядка;
2) Комитет по конкурентной политике Мурманской области проверяет полноту и комплектность представленных документов и исходя из предмета закупки направляет их для дальнейшего рассмотрения в соответствующую Оперативную группу Регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики Мурманской области.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка Оперативная группа рассматривает поступившие документы и готовит проект решения о согласовании осуществления закупки у единственного исполнителя для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд.
Президиум Оперативного штаба на основании пункта 3.4 Порядка на основании поступивших документов принимает решение о согласовании осуществления закупки у единственного исполнителя для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд (далее - Решение) либо принимает решение о несоответствии такой инициативы заказчика законодательству Российской Федерации и (или) о нецелесообразности определения единственного исполнителя.
Заказчиком 29.06.2022 в соответствии с Порядком был направлен в Комитет по конкурентной политике Мурманской области комплект документов по закупке у единственного поставщика для направления в соответствующую Оперативную группу для дальнейшего рассмотрения и принятия решения Президиумом Регионального штаба о согласовании осуществления закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 190-ПП.
Заказчик: ММБУ "УДХ" г. Мурманск.
Предмет договора: поставка и монтаж отапливаемого остановочного комплекса, оснащенного smart-системами.
Сумма договора: 88 214 600,00 рублей.
По данным ЕИС между ММБУ "УДХ" г. Мурманск и ООО "Сбербанк-Телеком" заключен гражданско-правовой договор N 190/072022/012 от 29.07.2022.
Пунктом 3.1 Порядка регламентировано, что Заказчик формирует и направляет в Комитет в том числе обоснование цены контракта.
Порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта предусмотрен статьёй 22 Закона о контрактной системе.
В ходе проверки установлено, что ММБУ "УДХ" в соответствии с частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе обосновало цену контракта иным методом.
В частности, в обосновании невозможности применения методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе Заказчик сослался, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не применен по причине отсутствия поступивших в адрес заказчика трех ценовых предложений, позволяющих оценить соответствующий рынок услуг. Заказчиком получено одно коммерческое предложение от 23.06.2022 вх. N б/н, отвечающему требованиям описания объекта закупки.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии Мурманского УФАС представлено четыре коммерческих предложения. А именно коммерческое предложение ООО "Исток", ГК "Элмонт", ООО "Энергоинтегратор" и ООО "Проэнерджи".
Таким образом, в действиях ММБУ "УДХ" усматриваются признаки нарушения статьи 22 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В этой связи принято решение передать материалы в Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области для рассмотрения в рамках полномочий.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Передать материалы проверки в Комитет государственного финансового контроля для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения статьи 22 Закона о контрактной системе при заключении контракта с единственным поставщиком на установку отапливаемых остановочных комплексов, оснащенных smart-системами (реестровый номер контракта: 3519091812322000258)
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 февраля 2023 г. N 051/06/99-40/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2023