Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Администрации Красновишерского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Павлове М.Д. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения для формирования специализированного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (изв. N 0156600020222000125),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600020222000125 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения для формирования специализированного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начальная (максимальная) цена контракта - 999 256,14 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 01.02.2023 N 928/23) рассмотрение обращения было назначено на 06.02.2022 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 08.02.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.11.2022 г. между Заказчиком и Павловым М.Д. заключен контракт N ЭА-93 на приобретение жилого помещения для формирования специализированного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сумму 994 259,86 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 18.01.2023 г. Заказчиком было принято, а 19.01.2023 г. размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется передать жилое помещение в порядке и на условиях Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить жилое помещение по цене и на условиях, определенных Контрактом.
3.1. Срок передачи жилого помещения по акту приема-передачи: с 14 ноября 2022 г. (но не ранее даты заключения Контракта) по 28 ноября 2022 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту в соответствии с условиями Контракта, требованиями действующего законодательства, а также своевременного устранения выявленных недостатков жилого помещения.
4.1.2. Привлекать экспертов, специалистов и иных лиц, обладающих необходимыми знаниями, для осмотра и приемки жилого помещения.
4.1.3. Производить проверку технического состояния жилого помещения, всех его помещений и оборудования, а также документов, представленных Поставщиком.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Обеспечить соблюдение сроков исполнения настоящего Контракта.
4.4.3. В соответствии с условиями Контракта, при соблюдении требований действующего законодательства передать жилое помещение Заказчику.
4.4.4. Обеспечить сохранность жилого помещения, производить оплату коммунальных и иных платежей, связанных с эксплуатацией и содержанием жилого помещения, до государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение Заказчику.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В п. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
6.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
6.3.1. несоблюдение Поставщиком сроков исполнения Контракта;
6.3.2. нарушение Поставщиком существенных условий Контракта;
6.3.3. установление факта недействительности независимой гарантии, предоставляемой в соответствии с настоящим контрактом;
6.3.4. поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Покупателя срок;
6.3.5. объявления Продавца банкротом в установленном Законом порядке, наложения ареста на его имущество и блокирование расчетных счетов, введения внешнего управления.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 19.01.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.01.2023 г. Информация об Павлове М.Д. направлена в адрес Пермского УФАС России 31.01.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщиком нарушены сроки исполнения Контракта, а также была осуществлена поставка квартиры ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок.
30.11.2022 г. - Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. N 7413 от 30.11.2022 г.), согласно которому, Заказчик просит предоставить жилое помещение в течение 10 календарных дней с момента получения данного письма.
15.12.2022 г. - Заказчиком произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: Пермский край, г. Красновишерск, ул. Островского, д. 23а, кв. 17 на предмет соответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к нему, а также требованиям, установленным муниципальным контрактом и техническим заданием к муниципальному контракту.
В ходе обследования, сотрудником Заказчика были обнаружены недостатки и дефекты, которые отражены в особом мнении члена комиссии (исх. N СЭД-35.1-01-02-386 от 19.12.2022 г.), а именно:
- многочисленные трещины по наружным стенам и цокольной части фундамента с шириной раскрытия до 1 мм.;
- проседание основания под отмосткой (отмостка висит в воздухе), в следствие чего, в отдельных местах, происходит её проседание;
- входная дверь в подъезд не закрывается, в тамбуре подъезда выявлены биологические образования и наледь (сталактиты и сталагмиты, куржак);
- разбиты стекла оконных блоков на лестничном марше;
- многочисленные трещины по внутренним стенам, перегородкам и перекрытиям с шириной раскрытия до 2 мм (частично замазаны, но выявлено повторные раскрытия трещин);
- в жилом помещении, расположенном на 2 этаже, в нарушение п.14, постановления N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом" отсутствует вентиляция на кухне;
- так же при осмотре квартиры на 3 этаже МКД выявлено: следы от протечек с крыши по стенам и потолку; биологические образования на откосах оконных блоков, стенах и потолках; тещины по наружным и внутренним стенам.
29.12.2022 г. - Заказчиком был составлен акт обследования жилого помещения, согласно которому приемочная комиссия решила, что представленное жилое помещение не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик пояснил следующее.
С решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщик не согласен, поскольку Поставщик регулярно направлял письма-приглашения на приемку жилого помещения. Вместе с тем, Заказчик неоднократно откладывал и переносил приемку, что приводило к затягиваю сроков приемки.
Поставщик также в адрес Комиссии направил протокол о соответствии представленного жилого помещения требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
В адрес Комиссии Поставщик также направил Техническое заключение. Обследование наружных стен и фундаментов многоквартирного жилого дома по адресу: Пермский край, г. Красновишерск, ул. Островского, дом 23а., подготовленное ООО "ЗАПАДУРАЛПРОЕКТ" 28.12.2022 г.
Согласно данному техническому заключению обследуемые конструкции - наружные стены и фундамент здания - не имеют признаков аварийности, не находятся в аварийном состоянии. Конструкции находится в ограниченно-работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (повреждения конструкции) не приводят к нарушению надежности жилого дома в целом и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Экспертом были также рекомендованы следующее мероприятия:
- выполнить заделку трещин стен и фундаментов (инъецирование ремонтными составами) и щелей между перемычками и кирпичной кладкой (сверху перемычек);
- восстановить штукатурку на участках частей стен имеющих повреждения штукатурного слоя (предварительно демонтировав старую на участках с шелушением слоя, замачиванием, отслоением);
- после ремонта, заделки трещин, выполнить установку маяков на всех трещинах. Провести мониторинг состояния маяков в течение года. В случае целостности маяков после указанного периода, наблюдение прекратить.
- провести мероприятия по приведению теплотехнических свойств откосов в нормативное состояние.
- произвести ремонт поврежденной перемычки в подъезде (провести антикоррозийные мероприятия, восстановить защитный слой бетона).
- провести работы по утеплению фундаментного ростверка и цокольного керамического кирпича.
- разработать проект усиления фундаментного ростверка.
Таким образом, Поставщик полагает, что жилое помещение, представленное в адрес Заказчика, соответствует всем предъявленным в Контракте требованием и пригодно к использованию.
Комиссия отмечает, что совокупность действий Поставщика была направлена на добросовестное, качественное исполнение обязательств по Контракту.
Кроме того, Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Поставщика.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об Павлове М.Д. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения о Павлове М.Д. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 февраля 2023 г. N РНП-59-62
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023