Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Тужиной С.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Суксунская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв. N 0356300115523000013),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:30 ч. 10.02.2023 г. с целью принятия решения.
Резолютивная часть решения была оглашена 10.02.2023 г. в 15:30 при участии посредством ВКС представителя ИП Тужиной С.В. - Намажапа В.С. (на основании доверенности).
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300115523000013 ГБУЗ ПК "Суксунская ЦРБ" проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.01.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.02.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено по позициям 1-6 приложения к Техническому заданию требование о том, что информация о покрытии, длине и хлоринации, цвете, о наличие двойной хлоринации, о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
2. Заявитель полагает, что по позициям 2,3,6 приложения к Техническому заданию Заказчик установил показатели длины и толщины медицинской перчатки, противоречащие требованиям ГОСТа 52238-2004, ГОСТа 52239-2004.
3. Заявитель полагает, что Заказчик в позиции N 2 Технического задания установил излишнее требование о наличии в упаковке не более 25 пар.
4. Заявитель полагает, что совокупности требованиям позиции N 4 Технического задания о наличии двойной хлоринации медицинской перчатки, требованию позиции N 5 Технического задания о том, что внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера, а также требованию позиции N 5 о том, что цвет медицинской перчатки должен быть оранжевый или зеленый или сиреневый, подходит товар единственного производителя - ООО "Меркатор Медика".
5. Заявитель полагает, что по позиции N 5 приложения к Техническому заданию установлено требование, ограничивающее количество потенциальных участников закупки, а именно: класс потенциального риска применения медицинского изделия: 1.
6. Заявитель указывает, что требование позиции N 6 приложения к Техническому заданию: прочная манжета, с закатанным вовнутрь валиком, противоречит методическим рекомендациями МР 3.5.1.0113-16.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода о неправомерном требовании об указании ряда характеристик медицинских перчаток в регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора Заказчик пояснил следующее.
Требования к товарам формируются в соответствии с потребностями Заказчика.
Для Заказчика являются существенными характеристики, обеспечивающие идентификацию товара при приемке.
Кроме того, указание информации о товаре в регистрационном удостоверении, на упаковке товара позволяют идентифицировать товар, соответствующий требованиям, установленным Заказчиком.
Заказчик также указал, что ответственность за внесение информации в регистрационное удостоверение и в иные документы, за нанесение информации на упаковку, за полноту данной информации полностью лежит на заявителе, регистрирующем медицинское изделие, изготовителе/производителе товара, а не на участнике закупки, в том случае если он не является производителем товара.
Заказчик полагает, что не ограничивает участников закупки в части порядка указания информации о товаре. Такая информация может быть указана в регистрационном удостоверении, либо на упаковке, либо в иных документах, размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора (например, инструкция, технический паспорт изделия, фотография).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно извещению описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание", а также в приложении N 2 к Техническому заданию.
В приложении N 2 к Техническому заданию установлено следующее:
1. |
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные |
Информация о покрытии должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
2. |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Информация о длине и хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
3. |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
Информация о цвете перчатки должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
4. |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
Информация о наличие двойной хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
5. |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Информация о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера, (указать), должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
6. |
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные |
Информация о длине должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток. |
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
При этом информация о наличии регистрационного удостоверения у конкретного субъекта подтверждается сведениями, содержащимися в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора (https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch).
Вместе с тем подробной информации о технических и/или функциональных характеристиках, а также о комплектации медицинских изделий в регистрационном удостоверении и в указанном реестре не содержится. Кроме того, в соответствии с разделом 8 "Маркировка" ГОСТа Р 52238-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация", установлен необходимый перечень информации, который должен содержаться на упаковке товара.
Таким образом, установление заказчиком требований в описании объекта закупки о том, что информация о покрытии, длине и хлоринации, цвете, о наличие двойной хлоринации, о наличие внутреннего и внешнего антиаллергенного покрытия, а также наличие увлажнителя, преимущественно Алоэ Вера должна быть указана на упаковке и/или в регистрационном удостоверении для однозначной идентификации медицинского изделия не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, поскольку законодательством Российской Федерации не установлено требование об указании данной информации на упаковке производителя и в регистрационном удостоверении.
Данная позиция также подтверждается в письме ФАС России (исх. N 28/108381/22 от 30.11.2022 г.).
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. В отношении довода жалобы об установлении показателей длины и толщины медицинской перчатки, противоречащих требованиям ГОСТа 52238-2004, ГОСТа 52239-2004 Заказчик пояснил следующее.
Заказчик полагает, что
Позиция N 6 Технического задания содержит требования к хирургическим перчаткам. Требования к размерам и допустимым отклонениям хирургических одноразовых перчаток установлены пунктом 6.1 ГОСТ Р 52238-2004.
ГОСТ Р 52238-2004 устанавливает требования к минимальному значению длины перчатки и не ограничивает Заказчика в части требований к значению длины перчатки, превышающему указанное в государственном стандарте минимальное значение.
В Техническом задании по позициям 2, 3 установлено требование о соответствии указанных позиций ГОСТ Р 52239-2004.
При этом, пунктом 6.1 ГОСТ Р 52239-2004 установлены требования к размерам и допустимым отклонениям перчаток.
ГОСТ Р 52239-2004 также устанавливает требования к минимальному значению длины перчатки и не ограничивает Заказчика в части требований к значению длины перчатки, превышающему указанное в государственном стандарте минимальное значение.
При этом, в отношении такого показателя, как толщина в центре ладони, ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает требование к максимально допустимому значению. ГОСТ Р 52239-2004 не ограничивает Заказчика в части требований к значению толщины в центре ладони, ниже указанного в государственном стандарте максимального значения.
Кроме того, ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает требования к минимальному значению "Одинарная толщина на пальцах" и не ограничивает Заказчика в части требований к значению одинарной толщины на пальцах перчатки, превышающему указанное в государственном стандарте минимальное значение.
Заказчик полагает, что указанные требования в полной мере соответствуют требованиям указанного государственного стандарта.
Согласно приложению N 2 к Техническому заданию необходимо поставить:
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Длина перчатки должна быть 300 +/- 5 мм (для дополнительной защиты предплечья). Одинарная толщина на пальцах должна быть 6олее 0,19 мм и менее 0,30 мм. (Для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности при проведении манипуляций). Размер перчаток: М, L |
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные |
Длина перчатки 6олее 340 мм и не 6олее 380 мм при манипуляциях. Размер перчаток: 6,5 |
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно п. 6.1. ГОСТа Р 52239-2004 размеры перчаток в точках, показанных на рисунке 1, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2, при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), приведенным в таблице 1.
В таблице N 2 приведены размеры и допустимые отклонения, в том числе требования к длине перчаток:
Код размера |
Наглядный размер |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
6 и менее |
Сверхмалые (X - S) |
220 |
6 1/2 |
Маленькие (S) |
220 |
7 |
Средние (M) |
230 |
7 1/2 |
230 |
|
8 |
Большие (L) |
230 |
8 1/2 |
230 |
|
9 и более |
Сверхбольшие (X - L) |
230 |
Согласно п. 6.1. ГОСТа Р 52238-2004 При измерениях в точках, указанных на рисунке 1, перчатка должна соответствовать размерам по ширине и длине ладони (таблица 2) при уровне контроля и приемлемом уровне качества (AQL), приведенным в таблице 1.
В таблице N 2 приведены размеры и допустимые отклонения, в том числе требования к длине и толщине перчаток:
Размер |
Ширина w (рисунок 1), мм |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
Толщина в местах измерения (рисунок 2), мм, не менее |
5 |
67 +/- 4 |
250 |
0,10 - для гладких участков; 0,13 - для текстурированных участков |
5,5 |
72 +/- 4 |
250 |
|
6 |
77 +/- 5 |
260 |
|
6,5 |
83 +/- 5 |
260 |
|
7 |
89 +/- 5 |
270 |
|
7,5 |
95 +/- 5 |
270 |
|
8 |
102 +/- 6 |
270 |
|
8,5 |
108 +/- 6 |
280 |
|
9 |
114 +/- 6 |
280 |
|
9,5 |
121 +/- 6 |
280 |
Следовательно, на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из Технического задания и приложений к нему, Заказчиком установлены требования к длине перчаток (позиции 2,6 приложения N 2 к Техническому заданию), требования к толщине перчатки (позиция N 2,3 приложения N 2 к Техническому заданию) противоречащие требованиям ГОСТа Р 52238-2004, ГОСТа Р 52239-2004, на основании указанного в действиях Заказчика усматривается нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В отношении довода жалобы о том, что в позиции N 2 Технического задания установлено излишнее требование о наличии в упаковке не более 25 пар, Заказчик пояснил следующее.
Медицинское изделие, используемое в процессе работы, должно обеспечивать удобство, комфорт использования и безопасность. Заказчиком установлены требования к функциональным техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, являющимся существенными для Заказчика.
Как указано Заказчиком в обосновании, данное требование установлено с целью обеспечения удобства хранения и применения перчаток персоналом Заказчика.
Государственные стандарты не содержат запрета на установление указанного требования.
Положения МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1 прямо указывают на то, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства. Такими требованиями, обеспечивающими их потребительские свойства, среди прочих, являются удобство и комфортность их применения, а также - качественная упаковка и маркировка.
Большее количество пар в упаковке в условиях малого использования данного вида перчаток ведет к неудобству хранения, распределения и использования перчаток.
Комиссия отмечает, учитывая, что потребность Заказчика является определяющим фактором, описание объекта закупки составлено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Указание Заказчиком в извещении и приложении к нему особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики его деятельности, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В данном конкретном, требование о наличии в упаковке не более 25 пар медицинских перчаток вызвано потребностью Заказчика, обоснование которой также приведено в Техническом задании и представленных пояснениях.
Поскольку требование к количеству пар перчаток в упаковке обосновывается потребностью Заказчика и является функциональной и эксплуатационной характеристикой товара, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
4. В отношении довода жалобы о том, что совокупность требований позиции N 4 Технического задания, позиции N 5 Технического задания ограничивает количество потенциальных участников закупки, Заказчик пояснил следующее.
В Техническом задании установлено требование о соответствии позиции N 4 Технического задания ГОСТ Р 52239-2004. Согласно ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Заказчик полагает, что требование об обработке поверхности перчатки установлено в соответствии с указанным государственным стандартом Заказчиком.
Заказчиком по позиции N 5 Технического задания установлено следующее требование: "Внешняя и внутренняя поверхность должна иметь полимерное антиаллергенное покрытие, а также содержать увлажнитель, преимущественно с экстрактом Алоэ Вера (указать). Покрытие должно способствовать увлажнению и питанию кожи рук медицинского персонала при работе".
В Техническом задании установлено требование о соответствии позиции N 5 Технического задания ГОСТ Р 52239-2004. Согласно ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Заказчиком полагает, что требование к покрытию и содержанию увлажнителя "преимущественно" с экстрактом Алоэ Вера установлено в соответствии с требованиями указанного государственного стандарта
Заказчик также пояснил, что требования с использованием слова "преимущественно" означает, что участником закупки может быть предложен товар с указанной характеристикой на усмотрение участника закупки, в случае если такой товар соответствует требованиям, установленным Техническим заданием. Таким образом, участником закупки по указанной позиции может быть предложен товар с иным увлажнителем, при условии соответствия такого товара требованиям, установленным Техническим заданием.
Заказчик считает, что установленные требования к товару направлены на обеспечение поставки товара, безопасного для жизни и здоровья медицинского персонала и пациентов.
Кроме того, Заказчик указал, что методические рекомендации, указанные в запросе, содержат рекомендацию об использовании медицинским персоналом профессионального питательного крема для рук. При этом, указанные методические рекомендации на содержат запрет на использование медицинским персоналом перчаток с увлажнителем. Применение медицинским персоналом перчаток с увлажнителем способствует дополнительной защите кожи рук медицинского персонала и повышает эффективность использования перчаток.
Заказчиком по позиции N 5 Технического задания установлено следующее требование: "Цвет: оранжевый или зеленый или сиреневый, для индикации антиаллергенных перчаток с увлажнителем при приёмке товара, для однозначного визуального отличия от смотровых латексных перчаток, а также для своевременной визуализации загрязнения".
Несвоевременная идентификация попадания загрязнений, биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала.
Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала.
Кроме того, визуальное отличие перчаток позволяет идентифицировать такие перчатки и исключает ошибочное применение перчаток, предусмотренных для использования при иных процедурах.
Визуальное отличие перчаток упрощает процесс их распределения и применения в различных подразделениях Заказчика.
Требования к товару сформированы с учетом потребностей Заказчика. Описание объекта закупки содержат полное и достоверное обоснование установления указанных требований к товарам.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Заказчик в адрес Комиссии представил коммерческие предложения, использованные при обосновании НМЦК: ИП Колычева А.С. (исх. N 3-01 от 18.01.2023 г.), ООО "МиТаКс" (исх. N 18-01-3 от 18.01.2023 г.), ООО "Мед-комплектация" (исх. N 12 от 18.01.2023 г.). Из представленных коммерческих предложений не представляется возможным установить производителей предлагаемого товара, а также характеристики товара.
В адрес Комиссии также были направлены регистрационные удостоверения на медицинские перчатки различных производителей, вместе с тем, исходя из анализа представленных РУ не представляется возможным установить, что перчатки соответствуют совокупности требований позиции N 4 приложения N 2 Технического задания, совокупности требований позиции N 5 приложения N 2 Технического задания, а не отдельным показателям, например, цвету, покрытию.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
5. В отношении довода жалобы о неправомерном установлении требования к классу потенциального риска в позиции N 5 приложения N 2 Технического задания, Заказчик пояснил следующее.
Требования к классу потенциального риска применения медицинских изделий устанавливаются в соответствии с ГОСТ 31508-2012.
Согласно Таблице Б1 ГОСТ 31508-2012 ряд медицинских изделий, используемых для гигиенических, диагностических и лечебных целей, относят к изделиям с низкой степенью риска (1).
Согласно пп. а) п. 5.1.4 ГОСТ 31508 - 2012 неинвазивные МИ, которые соприкасаются с поврежденной кожей, относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии.
Заказчиком установлены требования к товару в соответствии указанным государственным стандартом.
Требования, установленные Заказчиком, не ограничивают конкуренцию и позволяют поставить товар, соответствующий установленным требованиям.
Согласно позиции N 5 приложения N к Техническому заданию:
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
Класс потенциального риска применения медицинского изделия: 1, для краткосрочного использования в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН. |
На медицинские изделия (далее - МИ) отечественного и зарубежного производства, предназначенные для применения в медицинских целях на территории государств, а также устанавливает правила и порядок классификации МИ в зависимости от потенциального риска их применения распространяются положения ГОСТ 31508-2012 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования".
Согласно п. 3.19 ГОСТа 31508-2012 риск применения МИ: Вероятная частота возникновения опасности или вероятное усиление степени тяжести состояния от причиненного вреда.
Подпунктом 4.1 пункта 4 ГОСТа 31508-2012 определено следующее: все МИ подразделяют в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса.
Классы имеют обозначения 1, 2а, 2б и 3. Степень потенциального риска применения МИ возрастает в указанном порядке перечисления классов. Каждое МИ может быть отнесено (см. приложение Б) только к одному классу:
- к классу 1 - МИ с низкой степенью риска (некоторые неинвазивные электроды, ряд хирургических инструментов, некоторое медицинское оборудование и т.д.);
- к классу 2а - МИ со средней степенью риска (диагностическое ультразвуковое оборудование, некоторые перевязочные средства, некоторые реагенты крови, физиотерапевтическая аппаратура и т.д.);
- к классу 2б - МИ с повышенной степенью риска (аппараты для анестезии, аппараты для введения лекарств и т.д.);
- к классу 3 - МИ с высокой степенью риска (имплантируемые кардиостимуляторы, искусственные сердечные клапаны, аппаратура для гемодиализа и т.д.).
Изучив представленные материалы дела, Комиссией установлено, что характеристика "Класс потенциального риска - 1", содержащаяся в позиции N 5 Приложения N 2 к Техническому заданию, была определена в соответствии со спецификой закупки, следовательно, имела принципиальную значимость для Заказчика с учетом его потребности и видом деятельности. Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик. Таким образом, действия Заказчика, связанные с формированием описания объекта закупки и установления условий исполнения контракта, отражающего действительную нужду государственного Заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет сужение круга участников, не противоречат Закону о закупках.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел подтверждения.
6. В отношении довода жалобы о том, что требование позиции N 6 приложения N 2 к Техническому заданию: прочная манжета, с закатанным вовнутрь валиком, противоречит методическим рекомендациями МР 3.5.1.0113-16, Заказчик пояснил следующее.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, поскольку требование обусловлено потребностями Заказчика и отвечает положениям методических рекомендаций и государственных стандартов.
В позиции N 6 приложения N 2 к Техническому заданию установлено:
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные |
Прочная манжета, с закатанным вовнутрь валиком, обеспечивает отличное облегание при этом не сдавливая запястье. |
Согласно п. 3.7 МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. "Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:
- манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
- край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).
Таким образом, Заказчик в позиции N 6 приложения N 2 к Техническому заданию установил требование не соответствующее МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тужиной С.В. на действия ГБУЗ ПК "Суксунская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв. N 0356300115523000013) обоснованной в части доводов NN 1,2,4,6.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 февраля 2023 г. N 1529/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2023