Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", по доверенности;
- представителя Министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД",
У С Т А Н О В И Л А:
02.02.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчика - Министерства здравоохранения Кировской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рентгенодиагностического комплекса на 2 рабочих места, цифрового на базе двух стационарных плоскопанельных детекторов (извещение N 0340200003323000811).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Заказчик не использовал при описании объекта закупки обязательную к применению позицию КТРУ 26.60.11.113-00000094, содержащую характеристики, указанные в техническом задании (12 позиций). Кроме того, Заказчик установил дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ, в нарушение законодательства о контрактной системе.
2. В связи с отсутствием в извещении о закупке ссылки на закупку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, Заказчик не имел права проводить запрос котировок с превышением начальной (максимальной) цены в 3 000 000,00 рублей.
3. Заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии специализированной лицензии на ввод оборудования в эксплуатацию.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.02.2023 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Уполномоченное учреждение представило письменные пояснения, из которых следует, что проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком. Направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
На заседании комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы. Отметил, что Заказчик сознательно указал только код ОКПД2 26.60.11.113, чтобы указать характеристики товара, не предусмотренные КТРУ 26.60.11.113-00000094.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что аукционное задание закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заказчик самостоятельно установил в извещении все характеристики закупаемого товара, исходя из своих потребностей. Сообщил, что характеристики, указанные в позиции КТРУ 26.60.11.113-00000094, в полном объеме не соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании.
Сообщил, что объектом спорной закупки является поставка товаров, следовательно, предъявление требований о наличии лицензии на оказание услуг являлось бы нарушением п.1. ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения победителя запроса котировок в электронной форме, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам:
31.01.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 03402000003323000811 о проведении запроса котировок на поставку рентгенодиагностического комплекса на 2 рабочих места, цифрового на базе двух стационарных плоскопанельных детекторов (извещение N 0340200003323000811). Начальная (максимальная) цена контракта - 29 900 000,00 руб.; окончание срока подачи заявок - 07.02.2023 г.
1. Относительно доводов Заявителя о неприменении Заказчиком при описании объекта закупки характеристик КТРУ установлено следующее.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места, цифровой на базе двух стационарных плоскопанельных детекторов, в количестве 2 шт., код ОКПД 26.60.11.113, с указанием более 70 функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик и их значений, которые не подлежат изменению участником закупки.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Код ОКПД 2 - 26.60.11.113 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
В соответствии извещением об осуществлении закупки установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Каталог товаров, работ, услуг содержит 3 записи в отношении "Аппараты рентгенографические".
Заказчик письменно пояснил, что использование имеющихся кодов в КТРУ невозможно, ввиду несоответствия имеющегося в каталоге описания, необходимым Заказчику характеристикам, которые позволяют обеспечить соответствие закупаемого оборудования потребностям Заказчика.
Соответственно, заказчик при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием кода такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.60.11.113
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003323000811 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Заявителем в составе жалобы указано о соответствии описания объекта закупки только 12 характеристикам из позиции КТРУ, содержащей более 50 характеристик, при этом, доказательств соответствия остальных характеристик техническому заданию, Заявителем в материалы дела не представлено, а также не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Исходя из того, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код КТРУ, который соответствовал бы потребности заказчика, а ограничения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 распространяются исключительно на те характеристики оборудования, которые установлены в соответствии с позицией КТРУ, описание объекта закупки, в том числе включение дополнительных характеристик, осуществляется заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод Заявителя не обоснован.
2. Относительно незаконности размещения запроса котировок с превышением начальной (максимальной) цены в 3 млн. руб. установлено следующее.
В соответствии с п.п. а п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе проводить запрос котировок в случае закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан без ограничения по сумме начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с п. 8.3 ст. 3 Закона о контрактной системе контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
На заседании комиссии Заказчик пояснил, что при направлении через web-торги в Уполномоченное учреждение заявки (N 33-2023-01-01070 от 20.01.2023 г.) на размещение закупки N 0340200003323000811 была указана информация о проведении данной закупки в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе (в обоснование своей позиции представил подтверждающие документы). Считает, что в действиях Заказчика все требования выполнены, в связи с чем, отсутствуют какие-либо нарушения по данному факту.
Уполномоченное учреждение также пояснило, что сайт ЕИС при размещении запроса котировок в электронной форме функционально не имеет возможности в извещении о проведении закупки отражать ссылку, указывающую на закупку товаров для нормального жизнеобеспечения граждан. Указывает, что на сайте в ЕИС Заказчиком указана информация в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе (п. 10.1 проекта контракта).
Таким образом, товары приобретаемые Заказчиком относятся к товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, что отражено в п. 10.1 проекта контракта.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Относительно отсутствия требования к участникам закупки о наличии специализированной лицензии на ввод в эксплуатацию оборудования установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Предметом спорной закупки является поставка медицинского изделия, которая не является лицензируемым видом деятельности.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден Типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - Типовой контракт).
Согласно пункту 1.1 типового контракта предметом контракта являются поставка медицинских изделий, а также оказание услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию такого медицинского изделия, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия, правилам эксплуатации и технического обслуживания медицинского изделия в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия.
Согласно проекту Контракта:
п.1.1. Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - рентгенодиагностического комплекса на 2 рабочих места, цифрового на базе двух стационарных плоскопанельных детекторов в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, установке (инсталляции) Оборудования, (далее - Услуги), а Государственный заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
п. 3.1.4. Поставщик обязан использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Государственного заказчика (Получая), эксплуатирующих Оборудование, специалистов Государственного заказчика (Получателя), осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества.
п. 3.1.5. Поставщик обязан осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п. 3.1.6. Поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого Оборудования и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что работы по оказанию услуг по доставке, разгрузке, установке Оборудования не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в его состав, установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не отвечает требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта Поставщик (исполнитель) вправе привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) третьих лиц, имеющих соответствующую лицензию.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "РЕНЕССАНС - МЕД" на действия Заказчика - Министерства здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку рентгенодиагностического комплекса на 2 рабочих места, цифрового на базе двух стационарных плоскопанельных детекторов на поставку компьютерного томографа (извещение 0340200003322005936).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 февраля 2023 г. N 043/06/106-83/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023