Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика -КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" Завалишиной Людмилы Геннадьевны,
от общества с ограниченной ответственностью "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие" - не явился, извещен,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003200115960014/21-14 от 13.11.2020 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000320011596 "Поставка медицинских изделий (Вспомогательные медицинские изделия. Лот N13.)", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003200115960014/21-14 от 13.11.2020 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000320011596 "Поставка медицинских изделий (Вспомогательные медицинские изделия. Лот N13.)".
10 февраля 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика пояснила, что 13.11.2020 г. между заказчиком и поставщиком был заключен контракт N 08172000003200115960014/21-14 на поставку подгузников гигиенических для детей. Согласно п. 5.1 контракта поставка Товара осуществляется в течение 2021 года отдельными партиями в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующей заявки (Приложение N 3) от Заказчика. По согласованию между поставщиком и заказчиком возможна единовременная поставка. На основании контракта в адрес поставщика были направлены заявки. Однако товар по заявкам поставлен не был. Учитывая положения п. 11.3 контракта, ст. 450-451, ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком 26.01.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, которое было размещено 26.01.2023 г. на официальном сайте ЕИС. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители поставщика, учредителя поставщика, на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки уведомлены надлежаще.
На момент рассмотрения обращения заказчика от учредителя ООО "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени Общество Слепых" поступили письменные пояснения, согласно которым учредитель при вынесении решения просит учитывать большую социальную значимость общества, направленную на трудовую реабилитацию и абилитацию инвалидов по зрению.
Заслушав представителя заказчика, изучив представленные документы, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
13.11.2020 г. по итогам закупки N 0817200000320011596 КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" и ООО "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие" был заключен контракт N 08172000003200115960014/21-14 на поставку подгузников гигиенических для детей.
Согласно п. 5.1 контракта поставка Товара осуществляется в течение 2021 года отдельными партиями в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующей заявки (Приложение N 3) от Заказчика. По согласованию между поставщиком и заказчиком возможна единовременная поставка.
В материалы дела представлены:
заявки заказчика от 13.01.2021 г., 03.02.2021 г., 15.02.2021 г., от 11.03.2021, направленные в адрес поставщика посредством электронной почты;
претензия от 15.02.2021 г. и претензия от 24.03.2021 г. с требованием оплатить штрафные санкции.
Исходя из содержания решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта основанием для принятия решения об одностороннем отказе стало неисполнение поставщиком заявок от 19.01.2021 г. и от 15.02.2021 г.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.3 и 11.4 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно частям 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 1 статьи 463 Гражданского кодекса РФ определено, что, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Поскольку поставщик товар по заявкам от 19.01.2021 г. и от 15.02.2021 г. не поставил, 26.01.2023 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08172000003200115960014/21-14 от 13.11.2020 г. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 06.02.2023 года.
В соответствии с пп. а) п. 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Из одностороннего отказа заказчика следует, что причиной расторжения контракта в одностороннем порядке явилось именно не исполнение заявок от 19.01.2021 г. и от 15.02.2021 г., тогда как в материалы дела представлены заявки заказчика от 13.01.2021 г., 03.02.2021 г., 15.02.2021 г., от 11.03.2021 по факту исполнения или неисполнения которых доказательств не представлено.
На дату рассмотрения обращения заказчика Комиссия УФАС по Алтайскому краю находит недостаточными доказательства существенного нарушения подрядчиком условий контракта (в частности однозначно установленного факта неисполнения всех заявок, направленных в адрес поставщика).
В соответствии с Письмом ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100065/19 "По вопросам размещения сведений об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из Реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр.
По данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в пункте 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (далее - Обзор судебной практики), высказана позиция, согласно которой, если заказчиком и контрольным органом в сфере закупок нарушены сроки подачи заявления или включения информации в реестр недобросовестных поставщиков, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что контрольным органом в сфере закупок в целях соблюдения порядка рассмотрения обращений о включении информации об участниках закупки в Реестр, а также в целях недопущения взыскания расходов, связанных с обжалованием решений контрольного органа в сфере закупок, необходимо обеспечивать своевременное включение информации об участниках закупок в Реестр с учетом позиции ФАС России, изложенной во втором пункте настоящего письма.
Кроме того, учитывая дату заключения контракта 13.11.2020 г., даты заявок заказчика от 19.01.2021 г. и от 15.02.2021 г. (легли в основу одностороннего отказа заказчика), срок исполнения обязательств по контракту - в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующей заявки, факт нарушения поставщиком обязательств по контракту и как следствие обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков исполнителей целесообразно фиксировать (принимать решение об одностороннем отказе) и направлять обращение в разумные сроки с момента нарушенного права заказчика, поскольку негативные последствия, в виде нахождения подрядчика в реестре недобросовестных поставщиков, обусловлены сроком принятия решения об одностороннем отказе и обращения в антимонопольный орган.
На момент рассмотрения обращения заказчиком не представлено объективных обстоятельств, которые бы препятствовали заказчику принять решение об одностороннем отказе и обратиться в антимонопольный орган для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков на момент возникновения основания для принятия решения и нарушения условий контракта со стороны поставщика, то есть в 2021 г.
Кроме того, при соблюдении заказчиком вышеуказанного срока направления обращения и в случае принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в 2021 г., сведения о поставщике в 2023 г. из реестра недобросовестных поставщиков были бы исключены за истечением срока нахождения в реестре.
Таким образом, в рассматриваемом случае и в целях обеспечения своевременного включения информации о поставщике, антимонопольный орган приходит к выводу о нецелесообразности включения информации об ООО "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей, учитывая установленные в заседании комиссии обстоятельства (несвоевременное включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, недоказанность неисполнения всех представленных заказчиком заявок) Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Барнаульское предприятие "Металлпластизделие", его директоре, учредителях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 февраля 2023 г. N РНП-22-25/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2023